Как правильно составить претензию и сколько ждать решения?
У нас в стране обиженные люди до последнего избегают судов, предпочитая заваливать чиновников жалобами. Виктор Аверин убедился, что кое для кого это стало не жизненной необходимостью, а развлечением и даже способом наживы.
Уже 3 года жильцы дома пишут жалобы. В подвале воды по колено, из-за этого круглый год в квартирах комары. Зимой нет отопления, капитального ремонта не было уже 43 года, а во дворе ни одного работающего фонаря. Несколько раз в месяц жалобы, подписанные всеми обитателями этого жилища, отправляются по всем мыслимым инстанциям. И ни одного ответа за всe время.
Коммунальщики словно забыли про этот дом. Ветхие тополя грозят завалиться прямо в окна квартир, мусорные машины здесь желанные, но редкие гости.
Из-за сырости в подвале во всех комнатах плесень, ржавые трубы уже устали ждать замены. Не устали только люди. Они продолжают писать жалобы и надеяться.
Всем, кто устал жаловаться впустую, есть чему поучиться у жителя Екатеринбурга Алексея Конева. Сейчас в судах одновременно рассматривается три сотни его исков. Там он и проводит всe свободное время. Папок с жалобами в суд у Алексея накопилось столько, что они не входят в дипломат - приходиться брать с собой дорожную сумку. Однажды он даже судился с местной епархией, потому что посчитал обряд отпевания своего родственника некачественно выполненной услугой.
Алексей Конев: "Комитет по защите прав потребителей города Екатеринбурга, тот же Роспотребнадзор должен этим заниматься. Но не занимаются по непонятным нам причинам. Поэтому мы вынуждены эти бреши закрывать".
Глава местного комитета по защите прав потребителей убеждeн: подобные люди или безумцы, или пытаются нажиться на бесконечном сутяжничестве.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей администрации города Екатеринбурга: "Есть потребители, которых и мы в том числе относим к потребителям-экстремистам. Когда они как бы искусственно создают какую-то ситуацию и пытаются за счeт этого получить незаконные средства от субъекта хозяйствования".
Когда не помогают чиновники и судьи, у людей остаeтся последняя инстанция - журналисты. В редакцию иркутской газеты ежедневно приходят десятки писем со всей области. Журналисты не могут подключить отопление или починить телевизионную антенну, но могут напомнить об этом тем, кто должен это делать по роду деятельности. Треть всех писем - это и не жалобы вовсе, а стенания. Людям и помочь-то ничем нельзя, кроме как ответным письмом.
Татьяна Габидулина, главный редактор газеты: "Иногда письма пишут просто для того, чтобы пообщаться, поговорить, выговориться, наверное. Там, может, и сделать ничего нельзя. Люди излагают своe негативное отношение к происходящему сегодня".
Старая добрая жалобная книга - последнее прибежище для недовольных, сегодня утратила и своe имя и назначение. В книгу отзывов и предложений в кировском продуктовом магазине покупатели записывают свои оптовые заказы.
Алексей работает в магазине бытовой техники недавно, но уже всей душой полюбил жалобную книгу. Сперва в ней появилась надпись, что продавец очень хорош собой, а недавно так и вовсе приглашение на свидание.
Ведущий: Верно подготовленная жалоба - это серьезный документ, от которого просто так не отмахнешься. Какие права у подающего и обязанности у принимающего, об этом всe расскажет адвокат Максим Добмровицкий. Жалоба серьезная может быть устной?
Гость: Вы знаете, устной жалобы как таковой не существует. Если хотите результаты получить, обращайтесь письменно.
Ведущий: Если мы составляем письменную жалобу, она должна быть по какому-то шаблону, или же в произвольной форме?
Гость: Шаблонов жалоб как таковых не существует. Однако есть определенные критерии здравого смысла. Чем жалоба лаконичнее, чем она короче, тем и сильнее будет результат по сути. Кратко излагаете суть проблемы, требования, ссылки на закон и подаете жалобу лично, либо через почтовое отделение. Жалоба должна быть конкретной, т.е. описывается ситуация, которая вас не устраивает, а по сути вы описываете проблему как можно короче, но тем не менее, чтобы чиновник понял, о чем идет речь".
Ведущий: По каким основаниям жалобу могут не принять к рассмотрению?
Гость: Жалобу могут не принять, если она подана от имени другого лица, без подписи, либо без адреса, указания адреса проживания подающего жалобу. В таких случаях жалобы отклоняются, т.е. они не рассматриваются, и ответ на них не дается. В иных случаях чиновники обязаны в 30-дневный срок подготовить и направить ответ. В исключительных случаях он может быть продлен до двух месяцев, если, допустим, необходимо проведение какой-либо проверки по жалобе.
Ведущий: 30-дневный срок на ответ, прочие обязанности, это все касается только государственных структур, государственных чиновников или же коммерческих структур тоже?
Гость: Безусловно. Срок 30-дневного ответа касается только государственных и муниципальных организаций и учреждений. Все, что касается частных фирм, либо физических лиц, ничем не регламентируется. Т.е. если вы подаете жалобу какую-либо в коммерческую организацию, фирму, то не факт, что вам ответят. И скажу, что в 90 % случаев не отвечают.
Ведущий: Если не успевают ответить в 30-дневный срок или там в случае продления через два месяца, какая ответственность, куда жаловаться?
Гость: Если вы ответа на свою жалобу не получили в установленный срок, то вы вправе требовать ответа с вышестоящей инстанции, и если вышестоящая инстанция тоже отмалчивается, вы вправе обратится в суд за защитой своих прав.
Ведущий: Если мы хотим найти управу на коммерческую структуру, жаловаться бесполезно.
Гость: Ну, как бесполезно? Жаловаться в коммерческую структуру на коммерческую структуру бесполезно, однако существуют государственные органы, которые занимаются надзором и за коммерческими структурами и фирмами, это прокуратура. Т.е., если вы считаете, что коммерческая фирма что-то нарушает, допустим, там незаконная парковка организована, либо еще что-нибудь, вы можете обращаться с жалобой в местную прокуратуру, которая обязана рассмотреть вашу жалобу и по ней провести проверку.