Памятник Минину и Пожарскому отмечает юбилей
Для монумента, который сто девяносто лет назад был установлен на Красной площади, - это грустный праздник. Он может и не дотянуть до следующей даты. Реставраторы, которые помнят все его трещинки, утверждают, что памятник того и гляди рассыплется на части.
Репортаж Марии Торлоповой.
Реставратор Антон Семенов уже сбился со счета - каждый раз на фотографиях бронзовых Минина и Пожарского находит все новые и новые трещины. За почти двухсотлетнюю историю на памятнике всего пару раз ставили заплаты. Полностью не ремонтировали ни разу.
Реставраторы только не могут решить как лучше спасать бронзовых героев. Ремонтировать прямо на площади можно только летом, но масштабы повреждений таковы, что лет нужно несколько. А переносить монумент в закрытое помещение и вовсе опасно.
Антон Семенов, куратор проекта реставрации памятника Минину и Пожарскому: "Ну, вот, представьте, в стопах фигуры Минина множественные разрывы основы, какие-то трещины. При том, что там изнутри остались какие-то укрепляющие составы, какая-то глиняная обмазка по этим ребрам жесткости, все равно результат может быть плачевным".
Искусствоведов история бронзовых Минина и Пожарского расстраивает ещe больше, ведь это первый в Москве памятник. Тем более, что возвели его на народные деньги. Как только бронзовые герои-освободители появились на Красной площади, памятник тут же назвали символом русского героизма.
Вадим Егоров, заместитель директора Государственного Исторического музея: "Сидит уставший русский воин, щит держит. Меч перед ним. И Минин, русский мещанин настоящий, который все деньги пожертвовал на спасение отчизны, говорит ему: "Посмотри на Кремль! Вот плоды твоих трудов!"
Этот сюжет придумал Иван Мартос, талантливейший мастер своего времени. Чтобы передать особый дух, скульптор превратил героев сопротивления 17 века в античных богов
Анна Антонова, заведующая сектором графики 18 - 19 веков Государственной Третьяковской галереи: "Вот это вот понятие героики, оно неотъемлемо от классики, от классического искусства, и античные герои перекликались с этим. И потом, в этом рисунке есть отличия от того, что есть в памятнике самом".
На единственном уцелевшем рисунке руки Мартоса Князь Пожарский в античных сандалиях. На памятнике же босой. Да и смотрит не в небо, как задумывал скульптор сначала, а на Минина. Такие поправки Мартос внес, чтобы сделать монумент истинно народным.
Сначала памятник стоял в самом центре Красной площади, и рука Кузьмы Минина указывала как раз туда, где сейчас развевается российский флаг. В 1930 построили Мавзолей, и советские власти решили, что памятник героям-освободителям портит вид Красной площади. И передвинули его к Храму Василия Блаженного".
Быть или не быть Минину и Пожарскому опять в центре Красной площади - вопрос для архитекторов. Скорее всего, памятник оставят на прежнем месте и оденут в леса, чтобы сначала исследовать, а потом отреставрировать.
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии: "Сегодня, когда 4 ноября 1612 года становится праздником российской государственности, который определяет во многом новое историческое время, восстановление памятника Минину и Пожарскому - это общенациональная задача".
Деньги на реставрацию уже есть - часть выделили из федеральной казны, часть - из московской. Осталось только определить сроки. Реставраторы уверяют: "Медлить нельзя. Иначе, через несколько лет бронзовый символ героизма может просто рассыпаться".