Эксперименты в балете: рэп, клубная электронная музыка и немного классики
Легко ли удивить настоящего театрала - любителя балета? У тех, кто в эти дни попал в Мариинский театр, может сложиться впечатление, что артисты делают для этого все возможное.
На главной сцене Петербурга вместе со звездами Мариинки выступают звезды Большого театра. Но объединение двух разных и даже конкурирующих театров - это только половина сюрприза. Что еще ожидает зрителя? Об этом в репортаже Дмитрия Витова.
Свершилось! Балет Большого в Мариинском! Лет пять назад такое и представить было трудно. Императорские сцены конкурируют исторически. Но в последнее время критики как будто нарочно их стравливают. Мол, северная школа "…мягче, точнее и выворотнее", зато в столице "…непревзойденные мужчины". Притом, что среди артистов давно уж нет противоречий: солистов Мариинки приглашают в московские спектакли, а москвичей считают своими в Петербурге.
Николай Цискаридзе, народный артист РФ (Большой театр, Москва): "Противоречие не в школах, а городах. Как человек, танцующий Мариинском уже 11 лет, могу сказать, что никогда я не танцую с той подачей в Москве, с какой танцую в Петербурге. Это разные мироощущения, разная культура".
Коллективы даже менялись сценами - в год 300-летия Северной столицы Мариинский вывез свои спектакли в Москву, а Большой в Петербург. Но балетный фестиваль, придуманный Гергиевым, москвичи посетили впервые.
Сегодня в Петербурге танцуют "Баядерку". Солисты - премьер Большого Николай Цискаридзе и прима Мариинки Ульяна Лопаткина.
Ульяна Лопаткина, народная артистка РФ (Мариинский театр, Санкт-Петербург): "Для меня это ощущение свежей крови. Когда приезжают наши коллеги не из-за рубежа, а свои, родные. Исполняешься гордости и радости, что много в России профессионалов, интересных актеров, и процесс этот нормальный, естественный, необходимый".
Но, конечно, сюрпризом стали три премьеры Большого - самые свежие, самые скандальные, показанные накануне. С Алексеем Ратманским три года назад Мариинка разорвала контракт. Теперь он привез "Игры в карты", сочиненные с молодыми артистами Большого.
Второй балет - с ними же - ставил восходящая мировая звезда Кристофер Уилдон.
И третья премьера - американской танцреволюционерки Твайлы Трап с ее "па де де в кроссовках".
Наталья Осипова, солистка Большого театра (Москва): "Балет очень сложный. И физически, и технически. История его такая - вначале сочиняли хореографию, и только потом хореографию. Попасть было очень сложно".
В ответ Мариинский представил свои эксперименты. "Ринг" молодого петербургского хореографа Алексея Мирошниченко - кто-то уже назвал "синтетическим безумием". То ли оттого, что в нем звучит рэп и IDM, то ли из-за оригинального танцевального языка.
Антон Пимонов, солист балета Мариинского театра (Санкт-Петербург): "А почему нет? Всем кажется, как так возможно - рэп. Мне кажется, нормально, и это должно работать".
Впрочем, молодые артисты признаются: танцевать хип-хоп, не то, что классику. Она строже и требовательней. Классика и есть то, что объединяет Большой и Мариинский. И отличает их от всех других в мире.