Первую в мире операцию по пересадке трахеи сделали в России
Российские врачи первыми в мире провели уникальную операцию. Пациенту полностью пересадили трахею. Хирурги действовали с ювелирной точностью. Мельчайшие сосуды сшивали под микроскопом.
С медиками и человеком, которого они спасли - встретилась Ирада Зейналова.
Гордость Фаниля - дышать полной грудью, с удовольствием просит врача: еще послушайте, я дышу - значит, я живу.
Фаниль Хафизов: "Испытывал недостаток кислорода. Вот она, жизнь. Я доверился врачам, ходить не мог, с дыханием были проблемы".
У меня не было выбора - теперь уже смеется Фаниль. Автокатастрофа, трахеостомия, воспаление, которое лишило его возможности дышать - трахея разрушилась полностью. Единственное спасение - узкую трубку каждые полчаса приходилось чистить пылесосом - закрепить было некуда. По дороге в Москву на каждой станции останавливали поезд и вызывали "скорую", чтоб хоть глоток воздуха сделал. Врачи объяснили: "Поможет лишь пересадка трахеи, ты будешь первым в мире, рискнешь?" Мастер спорта по самбо, пожарный - два раза горел - ответил: "Нет выбора".
Владимир Паршин, профессор: "Все попытки пересадки изолированной трахеи заканчивались печальным исходом".
Хирурги объясняют: с таким диагнозом, как у Фаниля, без операции больные погибают - в полном сознании, теряя вес и задыхаясь. Те, кто на операцию решались, погибали тоже - донорский орган запитать кровью не получалось. Здесь решили пойти своим путем - впервые пересадить не просто трахею, а целый донорский комплекс вместе с щитовидной железой, через которую пойдет кровь. Единственный шанс - микрохирурги пришили донорскую щитовидку к родной.
Николай Миланов, микрохирург, академик: "Мы знали точно, что мы справимся, а с трахеей были проблемы, она больше волновала".
Возможность второго дыхания, как говорят врачи, по результатам почти двухмесячного наблюдения уже можно сказать, что впервые в истории человечества появилась возможность помочь тем, кого судьба лишила элементарного - дыхания.
Врачи без камеры признаются: уже после операции руки затрясло. Вся больница ждала, когда Фаниль выйдет из наркоза. Для тех, кто лежит в палатах, это - шанс жить. География пациентов - самые дальние уголки страны. Врачи грустно объясняют - ведь чаще всего трахея разрушается не из-за ожогов и травм, это последствие других операций - то трахеостомические трубки плохие, то инфекцию побороть не смогли, поэтому и везут из глубинки - за последним шансом дышать.
Фаниль, несмотря на косые взгляды врачей, демонстрирует свои успехи: смотрите, я теперь не только дышу. Сообщает по секрету: "После обхода час бегаю по комнате, не задыхаясь".
Радость второго дыхания он пытается передать ее словами: "Понимаете, я ведь не только дышу, я могу смеяться, не боясь задохнуться". По коридору пока с марлевой повязкой, от инфекций. Громко смеется: "Нельзя мне болеть, я буду дышать полной грудью ради всех, кто дождался этого шанса".