Президент Ирана грозит стереть Израиль с лица Земли
Ситуацию в регионе взорвали не только последний теракт в Израиле и ответные военные действия Тель-Авива, но и заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Он призвал стереть Израиль с лица земли. Эти слова вызвали бурю протеста в мире.
Конференция "Мир без сионизма" - мероприятие в Тегеране традиционное. Проходит ежегодно в преддверии так называемого "Дня Аль-Кудс" (так арабы называют Иерусалим), дня солидарности с палестинцами. Риторика, соответственно, подчеркнуто антиизраильская, а учитывая неофициальный статус мероприятия, в выражениях докладчики не стесняются. А выступление Махмуда Ахмадинежада вообще произвело эффект разорвавшейся бомбы. Собственно, иранский президент никогда не скрывал своих внешнеполитических антипатий. Но заявление о том, что Израиль должен быть "стерт с карты мира", вызвало на Западе бурю эмоций. Правда, эту фразу Ахмадинежад придумал не сам, а лишь процитировал покойного аятоллу Хомейни. Но сделал это так, что сомнений не осталось: точку зрения духовного лидера нынешний президент полностью разделяет.
Махмуд Ахмадинежад, президент Ирана: "Новая волна палестинского гнева разрушит государство Израиль. Благодарение Богу, палестинцы это осознают и наращивают свои усилия в борьбе с врагом".
Внешнеполитические ведомства Великобритании, Франции, Германии, Испании и Канады немедленно потребовали от иранских дипломатов разъяснений. А посол Ирана в Москве был сегодня вызван в российский МИД.
Но жестче всех - что вполне понятно - отреагировал Тель-Авив. Вице-премьер Шимон Перес даже предложил исключить Иран из состава ООН. К нему присоединились и другие политики.
Авигдор Либерман, лидер партии "Наш дом - Израиль": "Не может государство быть членом ООН и призывать к уничтожению другого государства".
Роман Бронфман, депутат Кнессета: "Это скандальное заявление… Ни мы, ни США не оставим без внимания… Жаль, от нового президента можно было ожидать нового развития событий".
Неосторожное обращение Ахмадинежада с цитатами оказалось контрпродуктивным сразу по нескольким позициям. Во-первых, оно в очередной раз ударило по имиджу Ирана на Западе, где к Исламской республике и так относятся с недоверием, или даже открыто враждебно. Не помог Ахмадинежад и палестинцам, в поддержку которых высказывался - он дал Израилю лишний повод ужесточить антитеррористические меры на Западном берегу Иордана. Серьезный удар нанесен и попыткам Москвы хоть немного сгладить образ Ирана как отрезка пресловутой "оси зла".
Сергей Лавров, министр иностранных дел России: "Мы за мирное сосуществование… Никто не вправе подвергать сомнению право государства на существование… Это все не пойдет Ирану на пользу в решении вопросов, связанных с ядерной программой".
Лавров подчеркнул, что теперь противники иранских атомных разработок, те, кто стремится передать "ядерное досье" в Совет Безопасности ООН, получили в свои руки дополнительный козырь. Выгодную карту уже начали разыгрывать Соединенные Штаты. Официальный представитель Белого Дома Скотт Маклеллан произнес буквально следующее: "Слова Ахмадинежда еще раз подтверждают все то, что США говорили об иранском режиме. Это заявление только подчеркивает нашу обеспокоенность действиями Ирана в ядерной области".
В Тель-Авиве тоже убеждены: Тегеран готовит бомбу, а средство доставки, достигающее израильской территории, у него уже есть.
Российский МИД пытается сгладить конфликт. Сергей Лавров подчеркивает, что в анализе ситуации вокруг атомных разработок Тегерана надо полагаться на мнение экспертов-профессионалов - то есть, МАГАТЭ. В любом случае, заверил министр, позиция Москвы по ядерной программе Ирана остается неизменной.