Завершилась поездка президента Путина в Южный федеральный округ
В конце 90-ых у политологов появилось выражение "мягкое подбрюшье России", имелась в виду часть южной российской границы.
Все современные на то время погранзаставы с контрольно-следовыми полосами, аппаратурой обнаружения нарушителей и сложившейся системой охраны после распада Советского Союза остались на границах уже независимых государств. Денег на обустройство точно такой же, хорошо укрепленной границы России, которая на картах и в документах существовала, а в действительности частично отсутствовала, катастрофически не хватало, и вся надежда была на надежность партнеров, оставшихся по ту сторону границы.
Два года назад Владимир Путин поставил задачу укрепления наших южных рубежей. Во-первых, для борьбы с терроризмом, проникающим к нам все из того же "мягкого подбрюшья", во-вторых, по соглашению с Евросоюзом, одним из условий которого для безвизового передвижения россиян по Европе было как раз настоящее, а не только на картах, закрытие наших границ.
Нынешняя поездка президента на юг страны как раз для того, чтобы воочию убедиться, что делается в этом направлении. Отсюда и встречи - сначала на Каспии с пограничниками, охраняющими наши морские рубежи, затем разговор с их коллегами, что называется, по сухопутной части.
Владимир Путин: "От Астрахани до границы с Азербайджаном весь этот участок должен быть надежно защищен и закрыт. Там у нас рядом находятся курортные районы Краснодарского края, там миллионы людей у нас отдыхают. Эта зона должна быть надежно защищена. Почему я попросил вас собраться вот в таком составе? Чтобы и военные, и пограничники все свои действия согласовывали и параллельно работали, выстраивали по сути единую систему здесь с обеспечением безопасности. И я думаю, что это должно помочь и Министерству внутренних дел эффективнее работать по борьбе с преступностью здесь. Нужно задавать организованную преступность, так чтобы духу ее здесь не было".
А организованную преступность действительно в это район манит как магнитом. Каспий - это знаменитая черная икра и осетровые. Сторожевой пограничный корабль со сложным названием СКФ-500, вставший на боевое дежурство в 2003, предназначен не только для охраны наших морских границ, но и для борьбы с браконьерами.
На его борту президент общается с главой пограничной службы России. Разговор про то, сколько нужно пограничных застав, чтобы прикрыть всю нашу южную границу, и сколько потребуется на это времени и денег.
На одной из уже построенных погранзастав на границе с Азербайджаном президент побывает чуть позже, для того чтобы убедиться, действительно уже потраченные деньги вложены в новейшую систему, обеспечивающую безопасность наших южных границ.
И вряд ли кто-то может сказать, что вкладывать деньги в обеспечение безопасности, тем более на южном направлении, бесполезная их трата. Россия в 90-ых денег в обустройство границ не вкладывала, и именно тогда заговорили о проницаемости границ.
Одно из пострадавших мест из-за недостаточного внимания государства к своим границам как раз приграничный регион - Астраханская область. Здесь Путин с местным губернатором говорил не только о границе, но и о социальных проблемах, и о простых гражданах, тех, кого коснулся закон о льготных выплатах. Точнее, об обеспечении льготников лекарствами.
Владимир Путин: "Меня просто интересует, как люди получают лекарства".
Александр Жилкин, губернатор Астраханской области: "Динамика идет в лучшую сторону".
Владимир Путин: "Сами медикаменты есть?"
Александр Жилкин, губернатор Астраханской области: "Медикаменты есть, за это никаких беспокойств, потому что мы всегда подстраховываем друг друга".
Здесь же было решено выделить деньги на реставрацию Астраханского кремля, и это, наверное, символично - в древности местный кремль стоял на защите российских южных рубежей.
Еще одно совещание, и снова в море. На борту ракетного крейсера "Татарстан". Если говорить точнее, Путин прибывает на корабль, где проходит встреча представителей Ирана, Туркмении, Азербайджана, Казахстана и России, обсуждающих прикаспийское сотрудничество. Прибывает неожиданно для них.
Через некоторое время президент, сказав, что недавно созванивался с лидерами всех прикаспийских государств и как раз обсуждал с ними проблему безопасности на море, уходит, чтобы осмотреть ракетный крейсер, с которым по боевому оснащению никто на Каспии сравниться не может.
Далее дагестанский город Каспийск. Здесь только что открыт центр специального назначения ФСБ, в котором проходят подготовку сотрудники спецслужб со всего российского юга. По итогам поездки Владимир Путин скажет, что точно такой же центр будет открыт и на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Его открытие тоже в рамках укрепления государственных границ.
А пока здесь, на юге, Путин общается с сотрудниками, которые проводят в Центре ФСБ плановую подготовку, и слушает доклад военных о создании в Дагестане и Карачаево-Черкесии двух баз для горных бригад. Подобные бригады военных с легким и современным вооружением необходимы на особо опасных горных направлениях в помощь пограничникам.
Пока Министерство обороны не может похвастаться наличием специализированных горных частей, хотя военные и утверждают: на Северном Кавказе у нас есть отдельный батальон спецназа.
История с обмундированием продолжилась уже после того, как президенту стали показывать обувь, в которой должны воевать горные части. Владимир Путин засомневался, что в этом можно легко передвигаться по горам.
Деньги на обустройство новых баз для горных частей пойдут в районы. Например, Ботлихский район Дагестана, где развернется одна из частей, получит в свой бюджет 600 миллионов, которые планируется направить и на развитие инфраструктуры - строительство дорог, которыми будут пользоваться и военные, и гражданские, нового водозабора.
Так же и со строительством новых погранзастав. Дороги, связь, даже невиданный здесь Интернет, всем этим будут пользоваться не только военные. Это одна из задач, поставленных президентом в ходе поездки в приграничные районы. Вкладывая деньги в границу, мы должны думать и о социальном развитии приграничных районов. Вообще, обустройство границы - вещь сложная, и президент, общаясь с рядовыми пограничниками, рассказал даже о неожиданных проблемах.
Владимир Путин: "Вы знаете, когда эту работу начинали 3 года назад, выяснилось, что и специалистов уже нет, которые могли бы грамотно и на соответствующем технологическом уровне решить эту задачу. Утрачена технология. Ведь мы обустраивали границу государственную в 20-30-х годах Советского Союза".
С другой стороны, в этом можно найти и свои плюсы. Новые технологии, новые системы защиты, новое оружие. Охрана нашей, российской, границы в скором времени должна стать самой современной в мире. Только на южном направлении на эти цели выделено 65 миллиардов рублей.
Увиденное в ходе этой поездки президентом и сопровождавшими его журналистами дает надежду на то, что эти деньги будут потрачены с умом. И тогда расхожее выражение "Граница на замке" наполнится реальным смыслом.