Подготовка к чемпионату мира по высшему пилотажу. Репортаж из кабины самолета
Российские летчики даже в праздники продолжают готовиться к чемпионату мира по высшему пилотажу, где наша команда входит в число сильнейших. Корреспондент Первого канала Илья Костин побывал в небе вместе с пилотами и на собственном опыте узнал, что такое бочка и мертвая петля.
В таинственном танце летчики постигают искусство полета. Здесь все фигуры высшего пилотажа. Штопор, бочка, сапог и абракадабра. Медитировать так можно часами, но эти фигуры оживают только в небе.
У каждого летчика собственный почерк, выработанный годами тренировок. Чтобы сделать карьеру в небе, мало просто летать. Нужно без помарок выполнять как минимум 12 элементов высшего пилотажа. В правилах четко прописаны и границы полетов. Пилот не может опускаться ниже 100 метров и подниматься выше 1000.
Самый тяжелый период для полетов - лето. От раскалившегося мотора температура в кабине иногда достигает 90 градусов. Солнце слепит так, что крутить виражи приходится практически вслепую.
Тренер (с земли): "Отлично сейчас получилось. Хорошо. И радиус хороший".
С земли кажется, что летчик умело импровизирует. На самом деле, каждое вращение рассчитано с точностью до градуса.
Илья Костин (из кабины в полете): "Для новичков фигуры высшего пилотажа - это все равно что выход в открытый космос. Меня, конечно, предупреждали, что будет сложно, но к таким переворотам с первого раза подготовиться невозможно. Ощущение нереальности. Земля и небо словно меняются местами. Уши закладывает. Теперь я понимаю, почему эту фигуру высшего пилотажа назвали "бочка". А теперь еще "мертвая петля"…"
Когда мотор запущен, с самолетом начинают разговаривать. Для непосвященных этот язык так и останется загадкой.
В полете опытный летчик обязательно различит биение сердца. Не своего, конечно. Самолета.
Пилот: "Ну что - газ вперед, качать вправо надо. Как положено, чего уж тут".
Как положено, здесь знает каждый, кто хоть раз садился за штурвал самолета. Стиль пилотажной группы задают пленительные сирены, так в шутку здесь прозвали девушек-пилотов. Они одержимы небом не меньше мужчин, и охотно идут на альянсы с ветром и облаками. В схватках на виражах их рецепт успеха, как говорят, простой - железная воля, помноженная на маленькие женские хитрости.
Лариса Радостева: "Вот мне волос помогает для того, чтобы держать вот эту резиночку. То есть он такой натуральный держатель. И резиночка не спадает. Потому что вращения очень быстрые, перегрузки сильные. И часто очень бывает, что гарнитуру просто срывает".
Четырехкратная абсолютная чемпионка мира Светлана Капанина на своем примере показала: летчик высшего пилотажа может быть счастливой мамой. На этих кадрах она на шестом месяце беременности. Сейчас дочке Есенин уже годик. Но все прелести полетов верх тормашками она испытала еще в утробе матери.
Светлана Капанина, летчик-инструктор: "Может быть, многие меня и осудят, но я считаю, что если ей нравится - почему бы и нет. А она себя в полетах, в самолете чувствовала великолепно. Я считаю, ей очень нравится".
Российская команда по высшему пилотажу - сильнейшая в мире. На такие фигуры засматриваются военные ассы. С прошлого чемпионата мира из США сборная России увезла все золотые медали. Новое первенство планеты пройдет через неделю в небе над Испанией. Наши летчики вновь в числе фаворитов.