Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте.
Премьер-министр Грузии Зураб Жвания был найден мертвым в квартире своего интимного друга. Как объявил официальный Тбилиси, оба угорели от иранского газового обогревателя, установленного кустарным способом.
"Грузия потеряла большого патриота, я потерял самого близкого друга", - заявил президент Грузии Михаил Саакашвили. Как заметил представитель в администрации грузинского президента, убийство Жвании не нужно было никому. Он был членом единой команды.
В контексте нашей богатой истории, весьма совместной и именно с Грузией, в свете очень странных обстоятельств гибели премьера это заявление можно трактовать совершенно определенным образом. Особо умиляет "единая команда". Кстати, характерно, что Нино Бурджанадзе, спикер парламента, третий официальный член этой единой команды, от каких-либо комментариев воздерживается пока. Последнее время грузинская пресса весьма активно обсуждала уже нескрываемое политическое противоборство премьера с президентом. Все значимые события, кадровые назначения и перестановки, политические заявление, тем более идущий сегодня процесс передела собственности трактовались исключительно в контексте этого противостояния. В Грузии нет людей, которые бы не знали, какие фигуры в грузинской политике - люди Жвания, какие - люди Саакашвили, тем более что последних можно сосчитать по пальцам.
В декабре прошлого года Зураб Жвания посетил США с официальным визитом, необычайно длительным для действующего премьера, во время которого он успел встретиться с ключевыми фигурами в американской администрации, сенаторами, политологами, включая Збигнева Бжезинского, и вернулся в Грузию с очередным крупным траншем американской помощи и премии Гарри Манна за служение делу демократии.
Результат американского визита Жвании в Тбилиси явно восприняли, как определенный жест, в первую очередь в окружении Саакашвили. Все более очевидно стало, что американцам все труднее скрывать раздражение трудновоспитуемым и склонным к популистским авантюрам Саакашвили, который никогда и не был в глазах американских творцов кавказской политики отобранным кандидатом на первую роль, так уж вышло. Накануне грузинская пресса активно обсуждала шансы на премьерство нынешнего министра обороны Ираклия Акурашвили, одного из немногих людей Саакашвили в нынешнем правительстве. Говорилось об одном препятствии: если Жвания уйдет в открытую оппозицию, он станет крайне опасен.
Всего несколько дней назад в своем ежегодном послании конгрессу Джордж Буш, поблагодарив своих избирателей, заявил, что эту привилегию - быть свободно избранными - сегодня мы разделяем с недавно избранными лидерами Афганистана, палестинских территорий, Украины, а также свободного и суверенного Ирака.
Удивительным образом в этом списке отсутствует Грузия. Неужто даже на Ирак не тянет? Революции, как это доказано историей, пожирают своих детей, даже если они "бархатные" и даже если у них есть респектабельный куратор.
Поэтому, например, сегодня, когда Юлия Тимошенко утверждается на пост премьера революционной Украины, остается пожелать ей при встречах с друзьями не пользоваться газовыми обогревателями иранского производства, установленными кустарным путем.
Однако, до свидания.