Однако
Однако, здравствуйте.
Накануне визита сирийского президента Асада в мировых СМИ был поднят вой о якобы готовящейся продаже Россией Сирии современных оперативно-тактических ракетных комплексов. Суть этой провокации, собственно, в том, что в таком случае эти ракеты делали бы уязвимой практически всю территорию Израиля. Сирия, безусловно, наш старый и важный клиент в сфере поставок оружия. Однако вот достаточно взглянуть на цифры по итогам года -поставки российских вооружений, чтобы убедиться: Россия не нуждается в маргинальных сделках для поддержания своего оружейного экспорта.
В 2004-м году Россия установила очередной рекорд по поставкам на экспорт оружия приблизившись к уровню в шесть миллиардов долларов. При этом рекордные значения экспорта достигаются уже пятый год подряд, с двухтысячного года. Валютные поступления ожидаются на уровне более пяти с половиной миллиардов. Для сравнения: из примерно 15-миллиардного экспорта Соединенных Штатов более девяти - это поставки подержанного американского оружия под американские же кредиты, то есть военная помощь. Таким образом, наша валютная выручка от оборонного экспорта практически сравнялась с американской.
Такое феноменальное укрепление России на рынках вооружений, несмотря на наличие даже очень серьезных проблем, несмотря, кстати, на торможение промышленного роста, отражает не только остаточную мощь российского ВПК, но и качество американской внешней политики. Например, интерес к нашим средствам ПВО прямо простимулирован известными действиями в Югославии и Ираке. Специалисты считают, что важной причиной укрепления наших позиций стало расширение круга постоянных покупателей. Не только традиционные Китай и Индия ~ Малайзия, Греция, Эфиопия. Вот сейчас наметился выход на рынки, ранее практически не доступные: Латинской Америки и, что еще более важно, Северной Африки и Аравийского полуострова. Крайне привлекательные. Это не только Алжир, но и Марокко и даже Саудовская Аравия. Это безусловно последствия американской реакции на 11 сентября. Но это и признание того, что военно-техническое сотрудничество с Россией - единственная, по сути, альтернатива зависимости от однополярного дяди.
Владимир Путин: "Представляются крайне опасными попытки перестроить созданную Богом многоликую современную цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира".
Опять же, новая и самая перспективная тенденция в развитии ВТС - это явно наметившаяся в этом году тенденция перехода от просто продаж какого-то оружия к совместным программам, к кооперации. В первую очередь, со стратегическими партнерами. И, наконец, от кого еще страны, стремящиеся - и имеющие полное право! - быть мировыми державами, могут получить такие вещи, как авианосцы, дальние бомбардировщики.
По мнению специалистов центра ACT, "продажа или сдача в аренду таких систем, как авианесущие корабли, подводные лодки или бомбардировщики способны произвести настоящую революцию на рынке вооружений или способны изменить баланс военной мощи в мире". Потенциальные доходы России могут превысить объемы знаменитых китайского и индийского контрактов на поставки истребителей СУ.
Это и есть реальный наш вклад в политику строительства многополярного мира. Это действительно оборонный экспорт, отражающий наше понимание не только коммерческой выгоды, но и стратегических интересов России.
И, кстати, более 90 процентов экспорта приходится на компанию "Рособоронэкспорт". Идея единого государственного посредника себя не просто оправдала. Она неизбежна, если речь идет об экспортно-оборонной политике, о стратегии. Эксперимент же с самостоятельными, независимыми экспортерами просто провалился по факту. Даже не перечисляя сейчас многочисленные случаи срыва сделок в результате взаимной борьбы российских же экспортеров, сбивание цен... При таком доминировании госпосредника сотрудничать с ним гораздо продуктивнее, чем конкурировать. Не говоря уже о реализации оборонно-экспортной стратегии.
И последнее. Наша оборонка, вооружая другие страны и другие армии, несмотря ни на что показывает результаты, качественно контрастирующие с остальной обрабатывающей промышленностью. Если бы мы при этом свою армию перевооружали, утроение ВВП, как минимум, можно было бы считать гарантированным.
Однако, до свидания.