Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Вот как бы там не иронизировали по поводу объявленной борьбы с бедностью, нужно заметить одно: для экспортно-ориентированной сырьевой экономики нет такой проблемы – бедность. Даже наоборот. Если же мы хотим развивать внутренний рынок, самостоятельную, не колониальную экономику, массовая бедность – это недопустимая потеря ресурса развития…
Короче, в деятельности нового правительства все более заметны признаки некой экономической политики. Хотелось бы даже сказать - "стратегии".
Александр Жуков, заместитель председателя правительства РФ: "Нам необходимо снизить зависимость страны от цен на энергоносители, сделав так, чтобы Россия могла успешно конкурировать в монополизировавшемся мире за счет эффективных рыночных институтов, за счет политической и экономической стабильности, за счет образованного, предприимчивого и небедного населения".
Все бы хорошо. Однако успешно конкурировать – цитирую Жукова, - "в монополизированном мире" за счет рыночных институтов национальных невозможно. Или наше новое правительство замахнулось на реформу наднациональных рыночных институтов, мировых? Хотелось бы посмотреть программку.
Еще раз повторю: долгожданные признаки вменяемости в экономической политике налицо. Объявлено, что больше не будет пресловутого профицитного бюджета. Более того, прямо заявлено, что бюджет будет строиться не из дележа доходов, как сейчас, а по задачам, которые бюджетные организации должны решать. То есть, признается, что у бюджета есть какие-то цели. Только что это за цели?
"Мы выходим на новый этап реформ, направленных на модернизацию экономики и общества", - заявил вице-премьер Александр Жуков. В своем выступлении на экономическом форуме в Лондоне он отметил, что одной из целей административной реформы является упрощение условий ведения бизнеса в России за счет максимально возможного ухода государства из экономики.
Нет ничего лучше, если государство отстанет от бизнеса. Наконец. Однако было бы очень прискорбно, если бы эта банальная формула стала бы прикрытием очередной серии либералистических реформ.
У государства есть цели и задачи в экономике. Это те задачи, которые решать должно, и которые не может решить частный бизнес. Государство должно определять приоритеты развития. Обязано отстроить эффективно действующие рыночные институты – ипотеку, лизинг, систему недропользования. Это совсем не те области экономики, откуда государство имеет право уходить. Тем более, что оно туда и не приходило.
И, наконец, Россия должна успешно конкурировать, как мудро заметил Жуков, "в монополизировавшемся мире". А в этом мире, известно кем монополизированном, еще возникает и задача защиты собственной экономической и финансовой системы от выкрутасов монополиста.
Вот модная тема: доллар у нас опять растет. Ладно бы он рос только у нас. Это можно было бы воспринять на правильную реакцию на указание президента председателю Центробанка Игнатьеву. Однако он и у них растет. При этом распространяются клеветнические измышления о том, что это связано с грядущим ростом американской экономики.
Цены на основные сырьевые товары в Соединенных Штатах росли в среднем на три процента в течение трех последних месяцев. Рост цен на промежуточные товары – например, металл, - составил одни процент помесячно. По данным Бюро трудовой статистики Минтруда США, индекс потребительских цен достиг в марте полпроцента в месяц.
Это типичная картина открытой инфляции. Кто бы мог подумать? В Соединенных Штатах действуют законы обычной макроэкономики. Нельзя непрерывно печатать деньги в огромных масштабах и не получить инфляцию. Именно поэтому Федеральная резервная система США вынуждена будет повысить учетную ставку. А это значит, что американцы перестанут получать бесплатные кредиты, как сейчас. А это значит, что резко упадет потребление, начнется спад. И цены на сырьевые товары полетят вниз. А это значит, что перед новым российским правительством сразу встанут недетские задачи, связанные с защитой национальной экономики в том самом "монополизированном" и агрессивном мире. Это задачи, которые либеральными механизмами, даже самыми красивыми и радикальными, не решаются.
Однако, до свидания.