Великому танцовщику Рудольфу Нуриеву исполнилось бы 65 лет
Миллионы поклонников называли его богом танца, а журналисты говорили, что он не покорил разве что Антарктиду. С гастролями Нуриев объездил весь мир. Последним российским городом, где за полгода до смерти выступал мастер, была Казань. Там его именем до сих пор называется известный фестиваль балета.
Экспрессивный татарин, покоривший всю Европу, потомок Чингисхана, который приходит и завоевывает, - западная пресса часто припоминала татаро-башкирские корни Нуриева. Но сам он впервые на родине своей матери в Казани оказался только в 54 года. Принял настойчивое предложение руководства татарского театра выступить на его сцене в любом качестве. В марте 1992 года он вышел из вагона, немного обросший, закутанный в гигантский шарф, в своей знаменитой береточке. Познакомился с балетной труппой и оркестром, договорились, что уже в мае выступит на фестивале классического балета. В качестве дирижера. Его слова: ваш оркестр будет моим полигоном.
По словам Нуриева, заняться дирижированием ему посоветовал Герберт фон Караян, так он мог не расставаться с балетом и со сценой даже несмотря на болезнь.
В мае 1992 Нуриев снова в Казани. Принимают его почти на высшем уровне. От недомогания и повышенной температуры местные врачи прописывают антибиотики от гриппа, а он только отмахивается, зная свой настоящий диагноз. Парится в сауне, просит массажиста, от болезни спасается работой. Маэстро репетировал "Щелкунчика". И вот спектакль. За дирижерским пультом Рудольф Нуриев. Занавес, аплодисменты не смолкают 5 минут, 10, 15. Публика не отпускала маэстро 20 минут. Позже Нуриев скажет, что то мгновенье в Казани было одним из счастливейших моментов в его жизни. Он снова на сцене, ему снова аплодируют стоя.
Сразу после спектакля на небольшом банкете в директорской ложе Рудольф Нуриев дал согласие, чтобы фестиваль классического балета в Казани носил его имя. В этом году пройдет уже 17-й нуриевский фестиваль.