Во всeм мире отмечают День защиты прав потребителей
В советские времена само это слово - "потребитель" произносилось не иначе, как с осуждением. Партийные пропагандисты критиковали "потребительское отношение к жизни", которое мешает строительству коммунизма.
Сегодня многие российские граждане уже довольно свободно ориентируются в рыночной экономике; знают, как отличить качественный товар от подделки; и всe чаще готовы отстаивать своe право на достойную жизнь в любых инстанциях.
Каждое утро жителей этой квартиры будят голуби. Дыры на потолке кухни такие большие, что с чердака слышны все звуки, а мусор сверху сыплется на плиту.
Геннадий Просеков, житель дома: "Вызывали из жэка, они — поставьте подпорки, живите дальше".
Горячей воды в квартире Валентины Давиденко никогда не было, ванная в доме постройки 34-го года не предусмотрена изначально. При этом каждый месяц она вносит плату за горячую воду. У Евгении Соколовой вода есть, но кран открыть она все равно не может - у соседей эта вода через стену проступает.
80 жителей этих трех домов в городе Видном Московской области много лет пытаются заставить местные власти сделать в домах капитальный ремонт, за который исправно платят не один год. Но и он им вряд ли поможет - старые прогнившие деревянные дома уже давно пора сносить, считают они.
Наталья Ахмеджанова, жительница дома: "Я считаю, что этому дому может помочь только бульдозер".
30% жалоб в органы по антимонопольной политике - нарушение прав потребителей, связанных с ЖКХ. Навязывание невыгодных условий договора при расчете коммунальных платежей, дополнительная оплата услуг, стоимость которых уже включена в тариф, и невыполнение этих самых услуг - наиболее распространенные жалобы.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей: "Потребители не знают, какие услуги бесплатны, какие за плату, нет перечня, закрепленного в законодательстве, и отсутствуют договоры".
Свои права отстаивать можно и нужно, считает Татьяна Михайловна Мостовая. 4 года назад она установила в своей квартире счетчики на воду. В год экономит 1600 рублей, говорит она. Но в 2001-ом организация Мосгортепло потребовала от Татьяны Михайловны заключения договора, по которому на пенсионерку ложилась вся ответственность за систему водоснабжения в ее муниципальной квартире. После долгих хождений по инстанциям Татьяна Михайловна обратилась в отдел по защите прав потребителей Министерства по антимонопольной политике и добилась перезаключения договора.
Татьяна Мостовая: "Все, что мне не нравилось - было изъято. Мои счетчики признаны, и я плачу по тарифу".