Аналитическая программа «Однако» с Максимом Соколовым
Однако, здравствуйте. Для потомков советских вождей американская демократия сохраняет свою неизъяснимо привлекательную силу.
Правнук Иосифа Сталина и внук Якова Джугашвили Виссарион Джугашвили попросил политического убежища в США. Он приехал в Соединенные Штаты в качестве туриста и обратился к властям после нескольких недель пребывания в стране. Виссарион Джугашвили мотивировал свою просьбу о предоставлении политического убежища тем, что с его фамилией жить в Грузии невозможно.
Виссарион Джугашвили очень удачно выбрал свободу – как раз к 50-летию со дня смерти Иосифа Виссариновича. Как говорится в старинном анекдоте, "Дорогой Абрам, наконец-то я нашел время и место". Впрочем, удачный выбор времени и места – это фамильная черта потомков Сталина. Когда в 1967 году дочь вождя Светлана Аллилуева попросила политического убежища в американском посольстве в Дели, члены Политбюро были вдвойне недовольны. Мало того, что сбежала дочь т. Сталина, так она еще сделала это аккурат в преддверии 50-й годовщины Великого Октября, когда весь советский народ встал на юбилейную вахту. Семейные традиции, ничего не поделаешь.
Однако, покуда Виссарион Джугашвили выбирает свободу, большинство россиян выбирает его прадедушку, Иосифа Джугашвили.
Более половины россиян - 53 процента - считают, что Сталин сыграл положительную роль в жизни страны, и лишь треть не согласны с таким мнением - это показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения к 50-летию со дня смерти Сталина. Самая главная заслуга, которую опрошенные приписывают Сталину - это победа в Великой Отечественной войне. При этом каждый пятый россиянин считает Сталина "мудрым руководителем, который привел СССР к могуществу и процветанию".
У одних эти цифры вызовут ликование, у других уныние – "тоталитаризм наступает", между тем речь идет не столько о т. Сталине, сколько о феномене протестного поведения. Протест ведь не обязательно сводится к голосованию черт знает за кого, лишь бы не за начальство, протест – это более широкое понятие.
Для протестного поведения характерно то, что человек не примеряет свои слова и поступки к себе – "будет ли мне от этого лучше или, по крайней мере, не станет ли мне от этого хуже" – а мыслит исключительно о том, чтобы стало хуже тому, против кого он протестует. Назло бабушке отморожу уши. Если в постсоветской России т. Сталина на официальном уровне было принято считать людоедом и если я, протестующий, недоволен жизнью в постсоветской России, так я назло буду считать т. Сталина положительным персонажем. Кто такой был Сталин на самом деле, что он творил, каково было бы мне в шкуре сталинского подданного – а было бы очень несладко – ничего этого я, протестующий, не знаю и знать не желаю, я не историк – я живая боль и живой протест.
В общем-то что же возразишь? Живая боль – имеет право.
Однако, вот какая незадача. Люди, которые движимы сегодня своей живой болью и ради ее готовы обелить Сталина, тем самым проявляют полное безразличие к боли миллионов своих дедов и прадедов, чьи жизни были загублены, чьи жизни были исковерканы сталинским режимом. Между тем их боль тоже была живая, да, пожалуй, что и поживее, и посильнее нынешней.
Те, кто так спокойно относятся к боли своих дедов и прадедов, почему они думают, что еще спустя несколько десятилетий их внуки и правнуки будут относиться к их сегодняшней боли с большим сочувствием.
Однако, даже и назло бабушке, лучше все-таки не морозить уши. До свидания.