Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Предстоящие выборы в парламент Эстонии – очень своевременный повод вспомнить о проблемах соотечественников, так называемых русскоязычных в Прибалтике. Граждан России и нероссии, а также и неграждан ничьих, просто брошенных. Как кошки-собаки, которых бросают в покинутом доме.
Неэстонское, так называемое русскоязычное население составляет около 450 тысяч человек, то есть треть населения Эстонии. Из них 125 тысяч – граждане России, 150 тысяч имеют эстонское гражданство и 170 тысяч – лица без гражданства, лишенные избирательных прав. Интересы русскоязычного населения в эстонском парламенте – Рийгикогу защищала фракция Объединенной народной партии, единственной "русской" партии, которой удавалось преодолеть пятипроцентный барьер.
Положение единственной "русской" партии в Эстонии крайне тяжелое. Все последние годы велась мощная целенаправленная кампания - с одной стороны, на раскол и растворение русских в эстонских партиях. Утверждалось, что "русская" политика мертва и что единственный способ для русскоязычных защитить свои интересы - это голосовать за "традиционные" партии. Особенных успехов здесь добилась так называемая центристская, как бы умеренная, возглавляемая Эдгаром Сависааром, респектабельным и благодушным политиком, который, между прочим, и является отцом эстонского апартеида. Что, надо отметить, в Эстонии нет общенациональных партий в традиционном смысле, потому что ни одна из эстонских партий не ставит под сомнение этнозоологические принципы нынешней эстонской государственности. Забавно, что даже предвыборная риторика эстонских партий, включая тех же умеренных центристов, по-русски и по-эстонски различается диаметрально. Похоже, что они "русскую" политику в Эстонии окончательно схоронили.
Например, считается целесообразным именно накануне выборов сделать какую-нибудь гадость в отношении России.
Премьер-министр Эстонии Сиим Каллас заявил, что "в Эстонии есть много людей, которые гордо и смело критикуют Соединенные Штаты, но только пара человек пишет иногда критические статьи о России". "Где же протесты в связи с тем, что Россия не сотрудничает в расследовании деятельности лиц, виновных в преступлениях против человечности? И где, в конце концов, забота о судьбе Чечни? Или о чеченских беженцах?", - сказал Каллас.
Вот это смелость! Что касается чеченских беженцев, то в Эстонии их как-то нет. Куда-то они подевались после того, как банда чеченцев среди бела дня расстреляла на улице эстонских полицейских. Что касается "русской" политики и известного разочарования в ней, проблемы "русских" партий в Балтии очень в малой степени связан с самими этими партиями и политиками. Их сила, их возможности на 90 процентов определяются тем, как к ним и судьбе соотечественников относится Россия. И вообще относится ли она к ним. Вся прибалтийская политика, все эти плакаты и рекламы питаются от российского транзита. В Эстонии последнюю издательскую группу русскоязычную скупил национал-радикал Сифф, хозяин транзитной компании, торгующей сургутским газом. Сегодня не только политика "нациков" питается российскими деньгами, но и местный русский бизнес успешно запугивают, чтобы он не смел финансировать "русскую" политику.
Дело не в том, что российские нефтяные компании предпочитают покупать эстонских политиков и решать с ними вопросы напрямую. Дело в том, что в течение десятка лет у России не было вообще никакой политики и никакой выстроенной позиции в отношении Прибалтики. И теперь, когда она начала отстраиваться, уже гораздо труднее убедить наших соотечественников в наличии такого интереса.
Евгений Томберг, лидер Объединенной народной партии Эстонии: "Хочется сказать, что Россия должна гораздо больше уделять внимания положению своих соотечественников – как в социально-гуманитарном, так и в экономическом плане. От того, насколько Россия будет определена в этих отношениях, насколько она будет поддерживать своих потенциальных партнеров, будет зависеть и будущее соотечественников в Эстонии".
На самом деле, интеграция прибалтийских стран в западные структуры только повышает нашу заинтересованность в инструментах влияния в этих странах. Такими инструментами могут быть именно русские, точнее, пророссийские партии. Экономические рычаги у России там и сейчас мощнейшие. А дальше будут только усиливаться. И если Россия убедит местную национально озабоченную элиту, что свои вопросы им необходимо решать через "русскую" политику и через те же "русские" партии, их позиции, их влияние и в Эстонии, и в Латвии, и не только на соотечественников трудно будет переоценить.
Однако, до свидания.