Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Однако, здравствуйте!
Средства массовой информации объявили о сенсационной сделке: "Бритиш Петролеум", солиднейшая западная нефтяная компания, пришла в Россию с огромной, невиданной инвестицией, купив половину ТНК.
Российские компании "Альфа-групп" и "Access-Renova" совместно с "Бритиш Петролеум" объявили во вторник о намерении создать нефтяную компанию, в которую войдут ТНК и "Сиданко". По условиям сделки, "Бритиш Петролеум" будут принадлежать 50 процентов новой компании. Двум другим участникам консорциума "Бритиш Петролеум" обязуется выплатить 3 миллиарда долларов после заключения сделки, и еще 3,75 миллиарда долларов в виде собственных акций в течение трех лет.
Сделка, конечно, красивая. Особенно еще учитывать предысторию взаимоотношений нынешних партнеров. Ну, жаль, конечно, что в нефтянку а, например, не в точное приборостроение. И семь миллиардов – это потрясающе. Но опять же лучше сразу, а не кусочками… На самом деле, появление в России гигантов типа БП, Шелл, Эксон увеличивают капитализацию российских компаний и цену разведанных запасов, а соответственно и доходы государства кратно, если не на порядок. Сейчас цена тонны российских запасов при продаже доллар за тонну. А в Штатах, например, десять.
Так вот, цена увеличивается при одном маленьком условии: если компании приходят в Россию на условиях национального налогового режима. Однако у нас в стране вопреки всем нормальным и вменяемым порядкам действуют два налоговых режима: национальный всех, и СРП – соглашение о разделе продукции для избранных.
Режим соглашений о разделе продукции (СРП) родился в начале девяностых, когда различные западные компании при отсутствии стабильности и нормального законодательства стремились получить на льготных условиях уже разведанные месторождения полезных ископаемых в России. На сегодняшний день существует список из 28-ми месторождений, подлежащих разработке в режиме СРП, что составляет чуть более четверти учтенных запасов нефти. Но, к счастью, фактически на условиях СРП разрабатываются только три проекта - "Сахалин 1", "Сахалин 2" и "Харьякское".
По сути СРП – это папуасский режим. Страна, находящаяся в хаосе и не способная сама добывать и продавать нефть зазывает иностранцев разрабатывать месторождения, предоставляя им право без налогов реализовывать часть продукции. Практически бесконтрольно.
Самое смешное, что в режиме СРП в России работают отнюдь не иностранцы, а почти поголовно национальные компании.
На самом деле СРП в настоящих обстоятельствах просто схема ухода от налогов. По расчетам, если режим СРП распространить на все запасы, предусмотренные соответствующим законом, то бюджет будет терять до 2,5 миллиардов долларов в год. При этом сама схема перевода в режим СРП является фантастической кормушкой для соответствующей категории чиновников. Цена вопроса колоссальная, а если туда подключится крупный иностранный инвестор, то чиновника просто смоет фонтаном наличности.
Из кинофильма "Смок и Малыш":
- Мы отлично понимаем, что вы тут сделали - отметили 4 участка на золотой жиле!
- Мы продаем участки под застройку – мы не знаем, что делается в недрах.
Понятно, что нельзя задним числом пересматривать действующие соглашения – Бог с ними. В конце концов, понятно, что у кого-то могут быть какие-то там, может быть, сомнения. Есть простой, как блин, вариант: установить правило, что перевод месторождения в режим СРП возможен только после того, как оно оказалось невостребованным в общем, нормальном национальном режиме.
Вот некоторые клеветники подозревают наше действующее правительство в неких попытках продать Родину. Или сдать ее первому попавшемуся в концессию. Давайте дадим отпор клеветникам. Вот проведем простейший эксперимент – и клеветники будут посрамлены.
Однако, до свидания.