Завершается строительство газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря
Платформа-трубоукладчик находится в нейтральных водах недалеко от Анапы. Чтобы попасть сюда, нужно заполнить таможенную декларацию, а вместо страны указать "Сайпем-7000".
Это совершенно особая территория размером в два футбольных поля, где вместо президента и премьер-министра - суперинтендант и капитан, а координаты меняются раз в несколько минут, одним движением руки оператора.
Евгений Стольманов, оператор: "Первое ощущение, что я прибыл на Луну, на другую планету. Фантастические ощущения от того, что всей платформой управляет компьютер и за этим следит один человек".
Об этом же говорят и итальянцы: пока, вы, русские, высаживались на Луну, мы спустились на самое дно морское, и сегодня мы - первые.
Козмо Ферро, капитан "Сайпем-7000": Сейчас мы укладываем трубы на глубине более 2000 метров - это абсолютный рекорд".
Почти все уникальные идеи, которые были придуманы учеными и инженерами, удается воплотить в жизнь.
Сейчас уже целиком сварена одна нитка газопровода - от берега турецкого до берега российского. В 24-часовом рабочем режиме идет строительство наземного участка - компрессорных и перегонных станций, задача которых преобразовать давление, под которым газ движется по трубам. А здесь свои проблемы - порядка 40 оползней и 3 десятков тектонических разломов, и свои нововведения, например, микротоннель под горой Кобыла.
Еще недавно именно морская часть проекта называлась авантюрой - слишком проблематичными были и глубина, и экстремальная агрессивность среды в Черном море. Но сейчас уже ясно, что морские работы будут закончены раньше, чем наземные.
Стефано ди Коррадо, технический директор: "С 1997 года мы вместе с российскими учеными составили целую библиотеку научных исследований о Черном море и провели столько испытаний, что можем гарантировать - эти трубы выдержат даже 10-балльное землятресение".
Дважды в год дно в профилактических целях будет исследовать специальная подводная лодка. О чувствительности субмарины можно сделать вывод даже по такому факту: ее привлекали к поискам "черного ящика" с затонувшего в прошлом году в Черном море самолета авиакомпании "Сибирь".
Из житейских достопримечательностей платформы: группа поваров во главе с шефом-итальянцем.
Когда будут закончены работы в Черном, "Сайпем" уйдет в Северное море - его карта уже висит в каюте капитана.