Аналитическая программа «Однако» с Максимом Соколовым
Однако, здравствуйте. Наше финансовое ведомство обещает сделать ценный подарок журналистам и вообще всем любознательным людям.
В ближайшее время правительство подготовит законопроект, согласно которому банки предоставят данные о финансовом положении их реальных владельцев, которые официально не входят при этом в число учредителей банков- об этом заявил первый замминистра финансов Алексей Улюкаев по окончании заседания правительства, на котором рассматривался ход реформы банковского сектора. По словам Улюкаева, установление реального владельца банка и раскрытие финансовой информации позволит сделать более прозрачной структуру и деятельность кредитной организации.
То есть прежде был какой-нибудь банк "Брекекекскредитинвест", где совершенно невозможно понять, кто кредит, а кто инвест, а теперь мы будем знать, что на самом деле это кредитное товарищество "Сукин и сын", и мы хорошо знаем, и кто Сукин, и кто сын – люди всем известные, видные представители отечественного бизнеса. Полная прозрачность.
Жаль только, что министерсво финансов решило ограничиться лишь кредитными учреждениями – ведь прозрачность прочих коммерческих структур тоже доставила бы гражданам большое удовольствие.
Конечно, те, кому надо, и так знают. Невозможно заниматься ни бизнесом, ни политикой, ни журналистикой, совсем не зная, кто чем на самом деле владеет и откуда ноги на самом деле растут. Беда только в том, что знание это интимное и не подлежащее публичному оглашению. Информация к размышлению – и не более того.
Из кинофильма " Семнадцать мгновений весны"
Штирлиц перекладывает бумажки с физиономиями Геринга, Геббельса, Бормана и Гиммлера.
Разгадывать ребусы с таким знанием можно, но делиться с гражданами ходом своих размышлений невозможно, потому что это знание – юридически неподтвержденное. Все в Москве, кому надо, знают, и кому принадлежит улица Горького, и кому принадлежит всякая другая вкусная недвижимость, но говорить об этом нельзя, потому что названный фактический владелец по судам затаскает и будет при этом в полном своем праве – "нет доказательств – не говори". Хотя, конечно, если почин А. В. Улюкаева увенчается успехом, всем будет интересно узнать размер движимого и недвижимого имущества, которым владеет какой-нибудь скромный чиновник с окладом 300 долларов в месяц.
Из кинофильма Золотой теленок
Корейко любовно пересчитывает деньги в своем чемодане, сидя в туалете.
Однако, не очень понятно, как наш минфин собирается обратить фактическое знание в знание юридическое. Реальные владельцы тоже ведь не дураки, и осуществляют пользование и распоряжение собственностью через такую запутанную цепочку фиктивных собственников, что доказать факт владения будет весьма трудно. Титул владения запрятан не хуже, чем кащеева смерть – на оффшорном острове Буяне стоит дуб, а под дубом сундук, а в сундуке заяц, а в зайце утка, а в утке яйцо, а в яйце игла, а добрый молодец Улюкаев рассчитывает до этой иглы добраться.
Исполать, конечно, молодцу, однако, скорее всего проблема с титулом владения будет решаться не завтра, а лет через десять-пятнадцать по причинам чисто физиологическим. В отличие от Кащея, реальные владельцы крупной собственности бессмертными не являются, и их всех, как и нас, рано или поздно ждет разлучительница собраний и разрушительница наслаждений. Вот тогда гениальные оффшорные схемы обернутся своей изнаночной стороной, потому что безутешные наследники окажутся вдвойне безутешными от невозможности вытащить папенькино владение из оффшорной цепочки. Голодать они, конечно, вряд ли будут, но о прежних деньгах придется забыть. Разве что Минфин рассчитывает убедить реальных собственников – "Подумайте о наследниках и легализуйте свое имение в сей земной жизни".
Однако, это пусть они ждут встречи с Минфином, а мы будем ждать встречи с Младенцем-Христом. Счастливых вам праздников. До свидания в новом году.