Аналитическая программа «Однако» с Александром Приваловым
Однако здравствуйте. Когда обсуждение принципов реформирования российской энергетики обострилось до формата трамвайной перебранки, а в равной степени государевы люди принялись публично наносить друг другу – именно по поводу реформы РАО ЕЭС – особо тяжкие оскорбления, сметливые люди сообразили: стало быть, отложат реформу-то. И оказались правы.
17-го декабря Совет Госдумы по инициативе центристских объединений отложил на неопределенный срок рассмотрение во втором чтении пакета правительственных законопроектов по реформе электроэнергетики. В понедельник Госдума перенесла рассмотрение этих законопроектов на весеннюю сессию будущего года.
Это только так говорится, что отложено до весны. Вот что сказал анонимный представитель РАО журналу "Эксперт": "В предвыборный год парламент решения о начале реформы принимать не будет. Значит, мы вылетаем как минимум на 2005 год. Для практического начала реформы нам нужно два года с момента принятия законов. Это получается 2007 год, тоже предвыборный, и нам опять не позволят ничего сделать. Придется ждать до 2009 года, а там уже возникают совсем другие вопросы: кто будет президентом, какой будет Дума? Фактически все придется начинать сначала".
Анатолий Чубайс заявил: "Мы сделали все, что могли и должны были сделать, а теперь решение должны принять правительство, Госдума и высшая исполнительная власть". Проще говоря: за дальнейшее нехай отвечают чиновники. И Чубайс прав: отсрочка действительно обеспечивает ему алиби. Что бы в дальнейшем ни произошло с энергетикой страны, он скажет: я же вам говорил, не тяните с реформой – и поди возрази.
Абсолютно аналогичное положение у нас и с еще одной давно затеянной реформой – с реформой ЖКХ.
После многих задержек Госдумой все-таки был принят за основу законопроект, четко разграничивающий полномочия федерального центра, субъектов федерации и муниципальных образований в вопросах регулирования тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг. Однако, как признал сам президент, отвечая на прошлой неделе на вопросы граждан, "сдвигов пока нет и реформа не идет".
Одна реформа застряла на первом чтении рамочных законов, другая… Тут у человека начинает возникать страшное подозрение: так что же это, все реформы остановились? Он начинает припоминать, про какие еще реформы слышал. Про налоговую – так ее точно остановили. Высокие начальники даже раздраженно высказывались в том смысле, что уже довольно понаснижали этих самых налогов и пока с этим делом надо погодить. Военная реформа – стоит. Обсуждаем, какое жилье надо строить контрактникам. Реформа образования? Так, во-первых, ее и нет – есть "модернизация" образования; а во-вторых, не будем о грустном. Административная? Не просто, а образцово-показательно стоит. Сам президент время от времени обращает внимание граждан на то, как отменно она стоит. Все стоят. Реформаторы сушат весла. Отдыхают они.
Из фильма "Двенадцать стульев":
После того, как ворота были разобраны, слесарь утерял к ним всякий интерес.
Слово "реформа" жутко надоело добрым россиянам. Если бы факт явной остановки всех реформ объяснялся тем, что дела и без криков ура, и без лозунгов о реформах идут в нужном направлении, все бы только радовались. Но этот факт, увы, объясняется куда грустнее. Просто цены на нефть высокие. А раз цены высокие, то над правительством не каплет. А когда над тобой не каплет – какой же дурак, в самом-то деле, будет надрываться – реформировать?
Тут можно припомнить гениальную японскую сказку об обезьяне, которая хотела построить себе дом. Очень хотела. Жаждала. Но всю жизнь прожила без дома. Потому что зимой шел то снег, то дождь, и строить не было никакой возможности, а летом грело солнышко – и безо всякого дома было неплохо.
В будущем году цены на нефть снизятся – и правительство наше из положения обезьяны летней совершенно неожиданно для себя перейдет в положение обезьяны зимней. Реформы не будут идти, потому что денег нет.
Однако как хорошо, что мы-то с вами все-таки не совсем обезьяны. Можем хоть японскую сказку вспомнить... До свидания.