Аналитическая программа «Однако» с Александром Приваловым
Однако, здравствуйте. К концу января Минэкономразвития представит правительству измененную концепцию налоговой реформы. Какова будет концепция, можно только гадать. Если она будет продолжать нынешнюю традицию налогового реформирования, то ее лучше бы удавить в колыбели. Потому что пока от реформы налоги только возрастали.
На недавнем заседании кабинета заместитель министра экономического развития Аркадий Дворкович заявил, что реального снижения налогового бремени не произошло, а "административное бремя", то есть запутанность и сложность порядка взимания налогов, значительно возросло. Глава комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Каха Бендукидзе был еще суровее: "Если налоговые сборы за год выросли на 27%, а экономика выросла только на 4% - это снижение или повышение налогового бремени?" – риторически вопрошал бизнесмен.
Бизнесу, конечно, давно бы уже следовало понять, что нынешнее правительство никаких налогов ему не сократит – никогда. Если уж за годы нефтяной эйфории и политической тишины не сократило, то в приближающейся эпохе низких цен на нефть и федеральных выборов - и подавно ни черта не сократит; пусть скажут спасибо, если не прибавит. Однако бизнесу все неймется – и помянутый уже налоговый комитет РСПП вновь лезет с какими-то предложениями. На этот раз Бендукидзе требует снижения ставки единого социального налога до 14 процентов.
Сегодня ставка единого социального налога составляет почти 36 процентов – то есть, чтобы выплатить рубль зарплаты, работодатель сначала должен заплатить 36 копеек в казну. Именно поэтому большинство работающих россиян получают зарплаты по "серым" схемам – не хотят и не могут работодатели платить такой налог.
Говорят, Минфин собирается снизить ставку ЕСН до 30 процентов. Странные все-таки люди! Им говорят: эта лошадка не может везти 36 мешков – максимум 20, и то молите Бога, чтобы у нее хребет не переломился. Они говорят: ладно. Нехай везет тридцать и помнит нашу нечеловеческую доброту. А больше снизить мы не можем, а то у нас бюджет расбалансируется и станет нечем пенсии платить. Воистину эта болезнь – бюджетобесие – приобретает формы, опасные для жизни всей экономики. Им говорят: серая зарплата – это полное бесправие работника. Снизьте вы этот чертов ЕСН. Зарплаты людей выйдут из тени. Люди перестанут чувствовать себя быдлом, бизнесмены – преступниками, а вы, родимые наши, в казну больше получите. Они говорят: вот мы и снижаем на пять процентов. Им: да мало на пять, не выйдут зарплаты из тени. Они: а нам-то что?
А ведь понимают, что нынешние налоги несовместимы с жизнью…
Аркадий Дворкович, заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации: "Большинство предприятий просто не видит стимулов для масштабного расширения деятельности и инвестиционной активности в этих налоговых условиях".
Отвечая на вопрос корреспондента, даст ли правительство такие стимулы, господин Дворкович ответил: "Время покажет, но надо решить для себя, какая у нас задача основная. Если задача - экономический рост, то мы должны фокусировать наши усилия на решении именно этой задачи".
Это просто песня. Оказывается правительству еще только надо решать, какая задача у него основная: экономический рост или что-либо другое. И вот если окажется, что рост, ну тогда они, ррразумеется, налоги тут же снизят… Стало быть, до сих пор оказывалось, что другая? Это какая же? За что им, по их же мнению, платят зарплаты, если не за то, чтобы создавать условия для экономического роста? Нетрудно догадаться: они уверены, что наняты для обеспечения бюджетного профицита, чтоб его…
Вот вы смотрите: при исполнении бюджета за январь-ноябрь: не потрачены, то есть невесть зачем в бюджет взяты сто миллиардов рублей. Это примерно треть собранного ЕСН – с тем же успехом могли бы с января брать ЕСН приемлемой величины… Но нет: пусть лучше в казначействе деньги сгниют, "в резерв" пойдут, а у вас мы их отберем.
Однако странное мышление у этих людей: откуда брать деньги, не знают, куда тратить их – не знают. Зачем работают – не знают. Знают только одно: бюджет должен быть с профицитом. Психиатры называют такое навязчивой идеей. До свидания.