В Москве разбился вертолет, принадлежавший клинике Святослава Федорова
Спустя непродолжительное время выяснилось, что известный врач-офтальмолог был на его борту. Федоров возвращался из Тамбова, где он участвовал в торжествах по случаю 10-летия местного филиала центра "Микрохирургия глаза".
Вместе с ним погибли еще три человека - двое пилотов и телеоператор, летавший в Тамбов по просьбе Федорова. Так получилось, что последняя в его жизни съемка обошла все российские телеканалы. Это кадры, снятые за несколько минут до отлета вертолета в Москву.
Вечером 2-го июня маленький вертолет с красным крестом и надписью "Клиника Святослава Федорова", по словам диспетчеров службы контроля полетов, зашел на Опалиху, потом повернул к Тушино и пропал с экранов радаров.
Как выяснилось уже позже, в районе кольцевой дороги он потерял управление. Почувствовав это, пилот попытался увести машину от жилых домов. Пролетев еще примерно 200 метров, вертолет рухнул на пустыре у Светлогорского проезда рядом с домом 13.
При падении, как вспоминают очевидцы, вертолет оборвал провода и врезался в дерево. От удара из кабины вывалился человек. Вертолет перевернулся в воздухе и упал, развалившись на куски.
В нескольких метрах от места падения спасатели нашли пластиковый пакет с документами Святослава Федорова, два пиджака и обломки протеза. Еще в юности из-за несчастного случая Федоров лишился стопы. Поздно вечером его тело опознала жена.
Погибли также командир экипажа Анатолий Лобов, пилот Анвар Хусаинов и оператор Александр Спиридонов, летавший вместе с Федоровым в Тамбов на 10-летие филиала центра "Микрохирургия глаза".
Еще на вылете в аэропорту Тамбова Федоров, отлично знавший вертолет, заметил неполадки: были неисправны датчик топлива и аккумулятор.
Это подтверждает основную версию комиссии, занятой расследованием катастрофы. Эксперты склонны считать ее причиной поломку винта. Об этом же свидетельствуют и очевидцы, рассказывая, что у падающей машины не работали винты. Именно этот факт ставит под сомнение появившуюся в первые часы после катастрофы версию теракта - спланировать поломку двигателя на таком большом расстоянии от точки вылета невозможно. Специалисты говорят: отказ двигателя мог произойти по трем причинам - в турбину вертолета попала птица, двигатель мог разрушиться самопроизвольно - из-за сильного износа деталей - и, наконец, в баках могло закончиться топливо. Однако последнее легко проверить - следователям достаточно выяснить, заправляли ли вертолет перед вылетом.
Головная версия - износ двигателя. Вертолет "Газель ЭС ЭЙ 341", принадлежавший МНТК "Микрохирургия глаза", был выпущен 33 года назад. Данная модификация уже давно снята с производства и сам Федоров не раз сетовал на то, что достать запчасти не возможно.
Кроме того, специалисты считают «Газель» довольно неудачной машиной - у него всего один двигатель, что снижает уровень надежности и безопасности полетов. В случае отказа турбины, шансов выжить у пилотов и пассажиров нет.
Маловероятно и предположение о том, что машиной мог управлять сам академик Федоров. Хотя накануне он как раз получил права на вождение вертолета, на этих кадрах вы видите, как в Тамбове, перед вылетом, Федоров садится справа от пилота.
То, что произошло, в институте Федорова называют "трагическая случайность". Однако прозвучала в этих стенах и другая версия.
РОБЕРТ ЧЕРЕНКОВ, зам директора МНТК "Микрохирургия глаза" по социальным вопросам: "Я могу поверить во все, что угодно. После того, что происходило в институте.
После всех этих комиссий, проверок. И многие хотели, чтобы Федоров не сидел на этом месте".
В последнее время, как вспоминают сотрудники, в МНТК "Микрохирургия глаза" было неспокойно. Частые рейды и проверки начались, когда Федоров перестал быть депутатом Госдумы. Сам академик как-о в разговоре упомянул, что вокруг него "плетут интриги" и пытаются отобрать институт.
Свое дело, к тому времени уже известный офтальмолог, Святослав Федоров начал в 86-м году. Через пару лет это была не только всемирно известная клиника, но весьма доходный бизнес. Федоров создал для своих сотрудников идеальные условия. Зарплата у них была и в советские времена втрое выше, чем у других врачей. Не забывали и о тех, кто выходил на пенсию. Кроме того, для работников института Федоров построил целый поселок. Как он сам говорил, его центр "Микрохирургия глаза" был государством в государстве.
Люди, знавшие Святослава Федорова, говорят: ему было мало быть просто всемирно известным врачом. Ученый, прославившийся тем, что разработал методику лечения катаракты и близорукости. Герой Социалистического труда, лауреат международных премий, успешный предприниматель, в 89-м году - Федоров становится политиком. Избирается в совет Народных депутатов. В 91-м выходит из КПСС и вступает в Демократическую партию России. В этом же году Федоров рассматривался в качестве одного из возможных кандидатов в премьер-министры, однако от предложения занять этот пост он отказался.
В 92-м "Партия экономической свободы" выдвигала Федорова на выборах мэра Москвы, но академик не захотел. Знакомые объясняли это тем, что он не мог обставить свою клинику. Через год Федоров избирается в Госдуму. В 95-м организовывает "Партию самоуправления трудящихся". В 96-м Федоров - кандидат в Президенты. В своей предвыборной программе он говорил: хочет, чтобы вся Россия жила так же хорошо, как его институт.
В МНТК "Микрохирургия глаза" Федоров приезжал ежедневно. Оперировал, организовывал работу не только в Москве, но и в филиалах по всей России. Когда сотрудники института узнали о гибели Федорова, все - не сговариваясь - приехали на работу.
Десять дней назад, в соответствии с уставом института, В МНТК "Микрохирургия глаза" проходили выборы директора - победил Святослав Федоров. Теперь здесь говорят, что не знают, что делать дальше - такой энергии, как у Федорова, нет ни у кого.
Святослав Федоров с детства мечтал быть летчиком. Поступил в авиационную школу, потом в училище ВВС. Стать, как хотелось, военным летчиком, Федоров из-за инвалидности не смог.
Он стал всемирно знаменитым офтальмологом. В своих интервью он говорил, что это очень напоминает полеты. А на вертолете Федоров летал к своим пациентам. По всей стране.