Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
4 июня 2000, 23:56

В Москве разбился вертолет, принадлежавший клинике Святослава Федорова

Спустя непродолжительное время выяснилось, что известный врач-офтальмолог был на его борту. Федоров возвращался из Тамбова, где он участвовал в торжествах по случаю 10-летия местного филиала центра "Микрохирургия глаза".

Вместе с ним погибли еще три человека - двое пилотов и телеоператор, летавший в Тамбов по просьбе Федорова. Так получилось, что последняя в его жизни съемка обошла все российские телеканалы. Это кадры, снятые за несколько минут до отлета вертолета в Москву.

Вечером 2-го июня маленький вертолет с красным крестом и надписью "Клиника Святослава Федорова", по словам диспетчеров службы контроля полетов, зашел на Опалиху, потом повернул к Тушино и пропал с экранов радаров.

Как выяснилось уже позже, в районе кольцевой дороги он потерял управление. Почувствовав это, пилот попытался увести машину от жилых домов. Пролетев еще примерно 200 метров, вертолет рухнул на пустыре у Светлогорского проезда рядом с домом 13.

При падении, как вспоминают очевидцы, вертолет оборвал провода и врезался в дерево. От удара из кабины вывалился человек. Вертолет перевернулся в воздухе и упал, развалившись на куски.

В нескольких метрах от места падения спасатели нашли пластиковый пакет с документами Святослава Федорова, два пиджака и обломки протеза. Еще в юности из-за несчастного случая Федоров лишился стопы. Поздно вечером его тело опознала жена.

Погибли также командир экипажа Анатолий Лобов, пилот Анвар Хусаинов и оператор Александр Спиридонов, летавший вместе с Федоровым в Тамбов на 10-летие филиала центра "Микрохирургия глаза".

Еще на вылете в аэропорту Тамбова Федоров, отлично знавший вертолет, заметил неполадки: были неисправны датчик топлива и аккумулятор.

Это подтверждает основную версию комиссии, занятой расследованием катастрофы. Эксперты склонны считать ее причиной поломку винта. Об этом же свидетельствуют и очевидцы, рассказывая, что у падающей машины не работали винты. Именно этот факт ставит под сомнение появившуюся в первые часы после катастрофы версию теракта - спланировать поломку двигателя на таком большом расстоянии от точки вылета невозможно. Специалисты говорят: отказ двигателя мог произойти по трем причинам - в турбину вертолета попала птица, двигатель мог разрушиться самопроизвольно - из-за сильного износа деталей - и, наконец, в баках могло закончиться топливо. Однако последнее легко проверить - следователям достаточно выяснить, заправляли ли вертолет перед вылетом.

Головная версия - износ двигателя. Вертолет "Газель ЭС ЭЙ 341", принадлежавший МНТК "Микрохирургия глаза", был выпущен 33 года назад. Данная модификация уже давно снята с производства и сам Федоров не раз сетовал на то, что достать запчасти не возможно.

Кроме того, специалисты считают «Газель» довольно неудачной машиной - у него всего один двигатель, что снижает уровень надежности и безопасности полетов. В случае отказа турбины, шансов выжить у пилотов и пассажиров нет.

Маловероятно и предположение о том, что машиной мог управлять сам академик Федоров. Хотя накануне он как раз получил права на вождение вертолета, на этих кадрах вы видите, как в Тамбове, перед вылетом, Федоров садится справа от пилота.

То, что произошло, в институте Федорова называют "трагическая случайность". Однако прозвучала в этих стенах и другая версия.

РОБЕРТ ЧЕРЕНКОВ, зам директора МНТК "Микрохирургия глаза" по социальным вопросам: "Я могу поверить во все, что угодно. После того, что происходило в институте.

После всех этих комиссий, проверок. И многие хотели, чтобы Федоров не сидел на этом месте".

В последнее время, как вспоминают сотрудники, в МНТК "Микрохирургия глаза" было неспокойно. Частые рейды и проверки начались, когда Федоров перестал быть депутатом Госдумы. Сам академик как-о в разговоре упомянул, что вокруг него "плетут интриги" и пытаются отобрать институт.

Свое дело, к тому времени уже известный офтальмолог, Святослав Федоров начал в 86-м году. Через пару лет это была не только всемирно известная клиника, но весьма доходный бизнес. Федоров создал для своих сотрудников идеальные условия. Зарплата у них была и в советские времена втрое выше, чем у других врачей. Не забывали и о тех, кто выходил на пенсию. Кроме того, для работников института Федоров построил целый поселок. Как он сам говорил, его центр "Микрохирургия глаза" был государством в государстве.

Люди, знавшие Святослава Федорова, говорят: ему было мало быть просто всемирно известным врачом. Ученый, прославившийся тем, что разработал методику лечения катаракты и близорукости. Герой Социалистического труда, лауреат международных премий, успешный предприниматель, в 89-м году - Федоров становится политиком. Избирается в совет Народных депутатов. В 91-м выходит из КПСС и вступает в Демократическую партию России. В этом же году Федоров рассматривался в качестве одного из возможных кандидатов в премьер-министры, однако от предложения занять этот пост он отказался.

В 92-м "Партия экономической свободы" выдвигала Федорова на выборах мэра Москвы, но академик не захотел. Знакомые объясняли это тем, что он не мог обставить свою клинику. Через год Федоров избирается в Госдуму. В 95-м организовывает "Партию самоуправления трудящихся". В 96-м Федоров - кандидат в Президенты. В своей предвыборной программе он говорил: хочет, чтобы вся Россия жила так же хорошо, как его институт.

В МНТК "Микрохирургия глаза" Федоров приезжал ежедневно. Оперировал, организовывал работу не только в Москве, но и в филиалах по всей России. Когда сотрудники института узнали о гибели Федорова, все - не сговариваясь - приехали на работу.

Десять дней назад, в соответствии с уставом института, В МНТК "Микрохирургия глаза" проходили выборы директора - победил Святослав Федоров. Теперь здесь говорят, что не знают, что делать дальше - такой энергии, как у Федорова, нет ни у кого.

Святослав Федоров с детства мечтал быть летчиком. Поступил в авиационную школу, потом в училище ВВС. Стать, как хотелось, военным летчиком, Федоров из-за инвалидности не смог.

Он стал всемирно знаменитым офтальмологом. В своих интервью он говорил, что это очень напоминает полеты. А на вертолете Федоров летал к своим пациентам. По всей стране.

Читайте также: