Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
21 июня 2000, 21:37

Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым

Московский арбитражный суд нашел-таки единственный верный ответ на большевистский иск московской прокуратуры по поводу "Норильского никеля".

Он вернул ей иск назад, мотивируя это его невнятностью. То есть, что интересно, арбитражный суд, в отличие от агропромышленных депутатов Госдумы, согласен с нашей оценкой интеллектуальных способностей отдельных работников прокуратуры.

Однако, что интересно? И подозрительно, одновременно? Объектом наезда на потанинскую группу "ОНЭКСИМ-Интеррос" стал наиболее лакомый и, на самом деле, наиболее лелеемый кусок. Почему-то не "Сиданко", с которой последнее время творится что-то невообразиимое. Или, например, "Связьинвест", при воспоминании о которых иностранных инвесторов начинает трясти. В связи с чем разговоры о бескорыстии экспроприаторов из прокуратуры выглядят неубедительными. Хотя история с остальными активами "Интерроса" гораздо интереснее. Но не для красных экспроприаторов.

В Новолипецком комбинате, например, у "Интерросовских" структур обнаружился откуда-то пакет акций. Не контрольный, но блокирующий. На самом деле потанинские менеджеры уже поуправляли этим заводом, следствием чего стал отказ от своей доли. Они ее продали. И теперь вдруг возникли, как привидения, из-за спины пресловутой ТВГ - бывшего металлургического спрута, стремительно ликвидирующего свои российские активы.

Новолипецкий металлургический комбинат - один из крупнейших в России, занимающий первое место по производству листового проката.

Недавно руководство компании, поддержанное большинством акционеров – 61 процент – выступило с предложением провести дополнительную эмиссию акций под программу технического перевооружения. Однако это решение было заблокировано меньшинством, выступавших от имени различных структур группы "Интеррос", которые обвинили инициаторов допэмиссии в попытке "размыть" их долю.

КИНО "Иван Васильевич меняет профессию": "Все, все, что нажито непосильным трудом, все же погибло! 3 магнитофона, 3 кинокамеры заграничные! 3 портсигара отечественных! Куртка замшевая… Три куртки! И они еще борются за почетное звание дома высокой культуры быта!"

Никто никого размывать, кстати, не собирался. Предполагалась пропорциональная эмиссия. Но на самом деле эта история модельная для нашего бизнеса. Когда рынок акций опущенный, низколиквидный, то есть акции ничего не стоят по сути, то имеет значение либо контрольный пакет, либо никакой. Единственная надежда мелких акционеров - шантажировать основного владельца с целью вымогательства. Если тому что-то нужно. Если он что-то хочет действительно делать с предприятием. А Новолипецк в этом смысле - самое перспективное предприятие в российской черной металлургии.

Эта манера действия называется "дартовщина". Есть такой международный авантюрист Кеннет Дарт, который таким образом шантажировал целые страны. У нас он тоже кое-кому кровушки попил. При нынешнем состоянии рынка "дартовщиной" вовсю занимаются мелкие акционеры. А если у них еще есть блокирующий пакет…

На самом деле ТВГ требовало 180 миллионов за свою долю - гораздо больше цены рынка. В настоящий момент у ТВГ публичная физиономия достаточно подпорчена. Поэтому наверное и понадобилась "интерросовская" крыша.

КИНО "Кавказская пленница": "Обижаешь сиротку! У нее же кроме дяди и тети никого нет! Двадцать пять! - Это неправда…да…это неправда. Я высоко ценю твою уважаемую племянницу, но всему есть предел!"

В том-то и дело, что если у тебя блокирующий пакет, то ты можешь установить любой предел. Это называется беспределом.

Есть однако еще один способ окэшить бросовые активы в компании, которой по тем или иным причинам заниматься не интересно. СИДАНКО была до определенного момента жемчужиной потанинской группы. Теперь эту жемчужину пилит кто как может при абсолютном публичном равнодушии "Интерроса". И к величайшему недоумению крупнейшего иностранного инвестора в российской экономике - международного нефтяного гиганта БП Амоко.

В 97-м году БП Амоко выкупила у группы "Интеррос" 10 процентный пакет акций нефтяного холдинга СИДАНКО почти за 600 миллионов долларов, взяв обязательство вложить в компанию еще 3 миллиарда долларов в течение 10 лет. Однако с середины 98-го года СИДАНКО, занимавшую четвертое место в России по добыче нефти, начало лихорадить. Сначала она не смогла расплатиться с госналогслужбой и оказалась на грани банкротства. Осенью 98-го начался процесс стремительного растаскивания активов. Банкротство было инициировано в отношении всех главных предприятий холдинга в том числе Черногорнефти и Варьеганнефтегаза. Против СИДАНКО выступили два мощных игрока нефтяного рынка – Тюменская нефтяная компания и группа "Альянс", которые стали активно скупать долговые обязательства, что позволило им довольно быстро расставить на посты временных управляющих своих людей.

БП благодаря своему международному влиянию удалось уговорить ТНК вернуть отторгнутую Черногорку в СИДАНКО. За это ТНК должна была получить 25 процентов холдинга. БП заменило весь менеджмент в СИДАНКО на своих людей. И ждет, пока договор будет выполнен.

Однако условием возврата Черногорки является возвращение в нее всех дочерних компаний, то есть еще и Варьюганнефтегаза. А в него вцепился "Альянс" - детище покойного Зии Бажаева. Возглавивший компанию младший брат Зии Муса ведет бизнес весьма незамысловато. Контроль над Варьеганом нужен ему для того, чтобы его быстренько выдоить. А сделать это можно, найдя достойного партнера внутри СИДАНКО. Самое смешное, что им оказывается "Интеррос".

Для того, чтобы вытащить падший ОНЭКСИМ и спасти свои зарубежные активы от разгрома западными кредиторами, Потанин заложил значительный пакет СИДАНКО. Если еще 25 процентов отойдет ТНК, то его доля в компании останется ничтожно малой и совершенно неинтересной. Поэтому гораздо интереснее тихо распилить компанию с агрессивным кредитором, вроде "Альянса", чем прозябать в бессмысленной роли младшего акционера.

Там, где нет других средств растащить чужую собственность, последним и наиболее надежным средством является банкротство. Процедура которого описывается в России известной формулой "тушите свет".

На самом деле никакие цивилизованные отношения на нашем рынке невозможны, пока существует такой рынок капитала. Пока акции ничего не стоят, свет над оборотом капитала, над распоряжением и перемещением собственности будет потушен. Поэтому единственным критерием для экономической политики правительства, если оно собирается наводить хоть какой-нибудь порядок, является повышение ликвидности экономики. То есть, по-русски, сделать так, чтобы акции российских предприятий стоили как можно больше. А не как можно меньше, к чему стремится, очевидно, наша прокуратура. Ставшая на сегодняшний день главным борцом против нормального, цивилизованного развития нашей экономики.

Есть такая совершенно правильная идея, что нужно довести наши стратегические вооружения - ядерное сдерживание - до разумной достаточности. Критерии разумности только разные бывают. В недрах Генштаба созрел план кардинального сокращения наших ракетных сил наземного базирования.

Под предлогом наращивания сил общего назначения за счет высвобождения ресурсов планируется в течение трех лет из 19 ракетных дивизий оставить 2 – то есть около 150 пусковых установок против нынешних 750. Группировка подвижных ракетных комплексов ликвидируется вовсе. Таким образом, образуется троекратный дисбаланс в соотношении сил в пользу США.

Практически это означает отказ от реального ядерного сдерживания. Это достойный ответ на американскую ограниченную ПРО. Толстовский.

На самом деле, что обидно? Что все эти реформы направляются исключительно не какими-то более-менее рациональными соображениями национальной безопасности, а конкуренцией враждующих армейских кланов. Генштаб не любит ракетчиков, не любит общевойсковиков. Так же, как в свое время ненавидел десантников, в результате чего ВДВ - самая боеспособная часть наших вооруженных сил - были изрядно порезаны.

Ракетное разоружение ставит при нынешних обстоятельствах под вопрос суверенитет России, однако кого это волнует? Главное - подложить крупную свинью министру, маршалу Сергееву.

Читайте также: