Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Итоги выборов поразительные на первый взгляд. На самом деле такого никто не ожидал. Были рейтинги всякие, причем послабее того, что получилось в итоге. Но им никто особенно не верил. А напрасно. Разводили обскурантизм. Ошибка социологических прогнозов профессиональных - в пределах погрешности.
Однако немедленно обнаружились потрясенные, для которых все это оказалось ударом. Те самые "тоже ученные", для которых торжество стандартной методологии - это всегда крушение ценностей.
Вчера ночью в эфире братского НТВ некоторые могли наблюдать, что происходило с кандидатом в президенты РФ господином Примаковым.
ПРИМАКОВ: Я хочу спросить- кто из Вас ведет разговор- главный редактор итогов» или Вы? Потому что он заправляет беседой, ведет себя как хозяин. Он не задает вопросы, а Вы дали ему возможность выступать с его платформой.
Что «его союз правых сил»….Кому принадлежит «союз правых сил»? Кому принадлежит Союз и так далее? Что это такое вообще? Это вопросы или трибуна для выступления совершенно посторонних людей, не участвующих в Государственной Думе?
КИСЕЛЕВ: Помилуйте, это известные журналисты, они высказывают свои позиции.
Не видно, что ли, такой помилует?! Как же! Оторопевший Евгений Киселев с ужасом наблюдал истерику Франкенштейна, которого они сами выкормили.
На самом деле Примаков по-своему был прав: он ясно понял, что это за голосование. Откуда такой неожиданный результат. Всего за пару дней до выборов он объявил, что будет баллотироваться в президенты. Он взвинтил ставки и проиграл все. Это был плебисцит предварительный перед президентскими выборами. И все.
Откуда, собственно, голоса? - спрашивают эксперты. У коммунистов столько же, у жириновцев - столько же, у "Яблока" - столько же с минимальными отклонениями. Вместо НДР есть СПС. Откуда голоса? А это голоса тех, кому раньше в принципе было плевать на парламент и парламентские выборы. Проснулись. Примаков разбудил Путина…
Наиболее гибкие, чуткие на ветер активисты ОВРАГа немедленно засуетились. То есть, ориентация меняется даже раньше, чем сигнал доходит до мозга. Господин Ястржембский в полночь дал пресс-конференцию о причинах поражения коммунистов.
ЯСТРЖЕМБСКИЙ: Коммунисты не смогли воспользоваться даже тем ресурсом, к счастью добавлю, которым они обладали в предыдущей Государственной Думе. Наиболее яркий пример- это провал всей затеи, авантюры с так называемым импичментом.
Чё это он про импичмент? Наверное ему в ночи с устатку привиделось, что он - президентский спикер.
На самом деле с Ястржембским дурную шутку сыграли некоторые стереотипы общественного сознания. Помните, "полевение у нас"? Хрена лысого полевение. Не было у нас никакого полевения. А было то, о чем говорилось выше. И плюс наконец российская общественность переварила избирательную систему имени Шейниса-Явлинского. Переварила и выплюнула ее на голову бедного Гриши. Вот вместо того, чтобы кричать "ах, Единство", "ах, советский народ у нас", признайте, Григорий Алексеевич, - просто этой системой вашей раньше умели пользоваться только коммунисты. Теперь и другие научились.
Что касается состава Думы. Ясно одно: даже если коммунисты целиком сойдутся с целым ОВРАГом, Думу они контролировать не смогут. Это значит, во-первых, вопрос о спикере. Не было давно уже такого интересного вопроса. На этот вопрос уже есть вроде как ясный и естественный ответ. Этот ответ - Степашин: ласковый, мягкий, плюшевый ответ. Всем практически приятный. И именно потому абсолютно бессмысленный. Стоило ли добиваться конструктивного большинства в думе для того, чтобы избрать спикера, которым каждый, кто покрепче, может вертеть, как партнершей в вальсе.
Это тем более важно в свете судьбы ОВРАГа. От того, кто будет во главе Думы, зависит и то, как, в чью пользу будет разваливаться это аморфное образование. Кстати, правый поворот внутри себя столь же стремительно совершил самый чуткий нацрегионал Минтимер Шаймиев.
ШАЙМИЕВ: Я считаю, что включая ОВР и "Единство", не говоря о "Яблоко" и "Правые силы", НДР, я считаю, что это правоцентристкие силы будущей Государственной Думы.
И я, например, не сторонник с коммунистами в любой форме. Ну и в президиуме нашего движения, я имею ввиду "Всей России", изначально так было заявлено, что мы идем в блоке до двадцатого числа.
То же самое немедленно подтвердил другой лидер "Всей России" Яковлев-Петербургский. Для Яковлева - это вообще вопрос выживания. Выборы по Питеру показали, что принадлежность к ОВРАГу его утопит. А вот здесь как бы поздно не было. Яковлев, - да, кстати, и не только он, - слишком сильно вымазались в ОВРАГе и около.
ПЕТРОВИЧ
Еще одни очевидно потерпевшие на этих выборах - это так называемый Запад, если можно так выразиться - пестрая коалиция не в меру прогрессивной общественности, которая взялась на нас давить аккурат под выборы. Причем предвыборный характер последних ультиматумов очевиден. Откуда, на самом деле, взялся бы на Западе консенсус при значительной разнице позиций в отношении России? Выборы - почему б не надавить.
Французская газета "Либерасьон" считает, что "выборы стали не просто победой Кремля, которому на них грозила катастрофа, но и плебисцитом премьер-министра вследствие широкой поддержки населением войны в Чечне."
По мнению британской газеты "Гардиан" новый парламент будет более центристским и, вероятно, более умеренным и прозападным в своей экономической составляющей."
"Западные дипломаты, - пишет газета - выражают надежду, что, если выборы обеспечат премьер-министру прочную позицию, то он перестанет выступать как поджигатель войны для обеспечения своего успеха и снизит накал жестокой войны в Чечне".
Крайне циничное, надо заметить, рассуждение. И характерно, что оно пришло в голову британской, то есть проблееровской газете. Это вот так, такими категориями они мыслят.
На самом деле эти выборы - это еще такой ясный "Наш ответ Керзону". И одновременно голосование по целям и задачам операции в Чечне. Теперь власть имеет прямой, легальный мандат на окончательное уничтожение бандитов. Теперь она просто не имеет права отступить.
Вот хотели бы мы пойти навстречу пожеланиям общественности и кредиторам западным. Не можем. Из уважения к демократическому волеизъявлению народа.
Однако время. До свидания. До завтра.