В России сегодня отмечается государственный праздник — День Конституции.
Шесть лет назад, в 1993 году, в этот день одновременно с парламентскими выборами состоялся референдум по проекту новой российской Конституции. За принятие нового Основного закона страны отдали свои голоса почти 33 миллиона российских граждан, или свыше 58 процентов от числа участвовавших в референдуме.
Государственным праздником и нерабочим днем 12 декабря стал в соответствии с указами президента РФ Бориса Ельцина, которые были подписаны им осенью и зимой 1994 года.
Конституция стала пятой и, очевидно, последней в уходящем веке. Остальные четыре были советскими. Хотя еще до Октябрьского переворота в России были манифесты Николая Второго, которые можно рассматривать как первый шаг на пути к правовому строю. А после 17 года Основной закон СССР, видоизменяясь и подстраиваясь под очередного Генсека, гарантировал гражданам страны свободу хвалить вождя и право помалкивать в знак несогласия.
Конституция новой России не эталон. И дело даже не в ней самой, а в неспособности общества реализовать некоторые ее положения. Право на труд, например. Конституция вызвала и продолжает вызывать острые дискуссии и прямо противоположные мнения от хвалебных слов до откровенного неприятия. Но именно это и является признаком демократизации жизни и свидетельством того, что Россия вышла из фазы всеобщей роботизации, когда бурные, продолжительные аплодисменты были знаком полного и стало быть фальшивого единодушия.