Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Сегодня открылась выставка вооружений, традиционно очень важная для нас, в Малайзии, на острове Лангкави. Я напомню, имено Малайзия - это единственный случай, - предпочла американцам в открытом тендере наши МиГи 29-ые. 18 штук были проданы до кризиса и продавались бы дальше. Сначала помешал кризис. А что случилось потом - видно. Сегодня МиГов в Малайзии нет - ни на выставке, ни на рынке. Совсем нет.
И одновременно в последние дни в газетах разом появились статьи разной степени лояльности и ангажированности о том, что все люди так называемого "инженерного центра" (КБ) уходят. Фирмы МиГ, производившей самый популярный в мире самолет, - МиГ за границей все равно, что "Калашников". Вот сейчас, в настоящее время около 10 тысяч по всему миру МиГов работают, - так вот, фирмы МиГ больше не существует.
В 1995 году система МиГ стала пионером в деле создания крупных корпоративных структур в ВПК. Было создано объединение МАПО МиГ, куда вошли серийный завод и конструкторское бюро. Годом ранее 18 МиГ-29 были проданы в Малайзию. Этот успех остается непревзойденным до сих пор – впервые за всю историю Россия выиграла в конкурентной борьбе с американцами, которые продвигали истребитель Ф-18. В 1995 году МАПО поставило за рубеж в общей сложности 36 самолетов на сумму до 1 миллиарда долларов. В 1996 году было создано еще более широкое объединение ВПК МАПО, куда вошли также разработчики и производители двигателей и бортовой аппарартуры. Тогда же начался кризис системы МиГ. В 1996-1997 годах МАПО не продал за рубеж ни одного самолета.
В МАПО начались кадровые скандалы, заблокировавшие всякую разумную деятельность. Сначала ликвидировалась самостоятельность КБ, потом восстанавливалась самостоятельность КБ… Когда стал гендиректором и генконструктором Михаил Коржуев, он привел туда свою команду. Они попытались вдохнуть жизнь в покрывшиеся паутиной разработки перспективные МиГовские на собственные средства. Тем более, что у них была на то возможность. Они пришли из компактной, мобильной частной структуры "Русской авионики", которая занималась модернизацией, делала на старых платформах новый современный борт.
Что надо сразу заметить? У нас очень хорошие планеры четвертого поколения. И МиГ-29, и Су-27 - лучшие в мире. У них действительно огромный ресурс модернизации. Мы по скудости ресурсов могли бы пропустить в серийном массовом использовании целое поколение. Модернизируя борт и оружие и разрабатывая перспективные инженерные образцы - прототипы.
ГЛУХИХ: Сегодня трудно попытаться продать то, чего у тебя нет в войсках. Поэтому модернизация должна пройти через свои войска, но она должна пройти более дешевая. Вот модернизация та, которой занималась дирекция авиационных программ, она за 1,5 месяца позволила СУ-30 из одного, так сказать, облика превратить в другой. И работать и по воздуху и работать по земле. То есть он становится многофункциональным истребителем.
Таким многофункциональным истребителем по сути модернизацией того же Су-27 является Су-30 МКК, который сегодня покупает Китай - 40 машин. Контракт на два миллиарда долларов. Индия купила те же 40 Су-30 МКИ. То есть, в переводе на русский, МК китайский и МК индийский.
Такой же машиной должен был быть МиГ-29 СМТ - коржуевская модернизация. 300 МиГов-29 продано за рубеж. Около тысячи у нас в армии в эксплуатации. Все это рынок модернизации. Наш рынок, не дядин. Однако у дядей были другие планы. Помните, был такой выдающийся оборонщик Маслюков. Все были абсолютно уверены, что он спасет оборонку. Особенно были уверены Примаков с Лужковым. Эти до сих пор верят. Так вот, единственной заслугой этого Маслюкова в спасении оборонки стала ликвидация МиГа и зачистка МиГарей. Все, что успели Примаков с Маслюковым сделать грандиозного в оборонке, это сменить руководство МиГа.
С приходом нового руководства были полностью заморожены работы по истребителю пятого поколения МФИ, прекращена разработка наиболее перспективного с точки зрения продвижения на экспорт истребителя МиГ-29СМТ. Более того, Николай Никитин санкционировал начало работ по установке на МиГ-29СМТ израильской и немецкой авионики. Заморожены работы по перспективному учебно-тренировочному самолету МиГ-АТ и тяжелому перехватчику МиГ-31. В результате этих действий большая группа ведущих конструкторов МАПО, несогласных с технической и маркетинговой политикой Никитина, подали в отставку.
ПЕТРОВИЧ За тех, кто в море!
Ушла не только команда Коржуева, ушли все главные конструкторы по темам МиГ-29, МиГ-31. Более того, эти ребятки начали делать совсем новый самолет СМТ-2 - с израильской и немецкой авионикой. То есть они весь наш рынок модернизаций решили подарить немцам и Израилю - им это не интересно. Им также не интересен МиГ-АТ - учебно-тренировочный самолет, который разрабатывался под Индию. Вообще-то таких новых учебных самолетов на рынке нет. И остановить такие работы могли только вредители. Вопрос: зачем приходили, что нужно-то было? А нужно было по дешевке распродать недоукомплектованные МиГи, стоявшие в Луховицах.
Даже это они не смогли сделать толком, продув контракт с Бангладеш. В Малайзии эти люди не только потеряли рынок. Они подставили всех, кто там с нами работал. С нами вообще работать непросто. А в окружении американских братьев по разуму особенно.
Теперь этот рынок малазийский спасти для нас сможет только Сухой. МиГов на этом рынке теперь не будет. Собственно, МиГам теперь никакие рынки не нужны. От рынка их уже спасли. Причем специалистам это все было известно заранее.
Еще в июле этого года журнал Центра АСТ писал: «Наиболее рациональной стратегией для МиГа была бы концентрация экспортных доходов на создании легкого истребителя пятого поколения. Однако новое руководство ВПК «МАПО» не ориентировано на стратегию выживания системы МиГ. Поэтому жизнедеятельность системы будет поддерживаться в течение последующих 5-7 лет продажей по сниженным ценам луховицких МиГ-29. ВПК «МАПО» не сможет реализовать перспективную стратегию своего выживания и будет поглощена системой Сухой.
Ужасный конец МиГа наглядно показывает, какую судьбу российской оборонке готовят ей ее профессиональные защитники. Они избавят ее от мучений и спасут от рынка. Сколько - всего ничего спасали, девять месяцев, а успели добить МиГ!
На самом деле более подробный взгляд на агонию великих советских фирм, вроде МиГа показывает, что на их месте выживает, возникает и расцветает. Выживают маленькие, даже очень маленькие, и очень агрессивные частные структуры, которые работают в рискованной зоне, умеют выживать в нечеловеческих внешних и внутренних условиях, которые работают в прорывных технологиях - хай тек, - где у нас были, есть и останутся преимущества. Это как млекопитающие на трупах динозавров. Это структурное будущее российской оборонки, которая станет самой надежной опорой праволиберальных ценностей. Все, что есть живого в оборонке, вынуждено будет ориентироваться на живого потребителя, на рынок, на коммерцию. Все остальное вымрет вместе с маслюковыми и лужковыми или ими же будет раздербанено по дешевке, превратившись в "дым отечества". Который нам сладок и приятен.
Однако время. До свидания. До завтра.