Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
23 ноября 1999, 22:08

Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым

Уже сейчас можно сказать, что нынешний постдефолтный год был для оружейного экспорта не менее обнадеживающим, чем для остальной экономики. И причина основная такая же- оживляющий эффект девальвации рубля. Плюс возрастание вооруженных конфликтов в бедных странах, воюющих «секонд-хендом». Самый образцовый конфликт- передовики нашего ВПК, Эфиопия с Эритреей. И та, и другая воюют нашим оружием. Так держать, товарищи! Неплохо повоевали чуть ли все страны Центральной Африки. Заметно оживились Индия и Пакистан. Кстати, нам абсолютно не надо стыдиться этих поставок. Никто их не стыдится, и потом - чем более совершенное вооружение применяется, тем меньше жертв. Вспомните тутси и хуту - наибольшие потери от применения автоматов и мачете.

По данным Центра анализа стратегий и технологий предполагаемый объем поступлений от экспорта по каналам “Росвооружения” в 1999 году составит 2,7 миллиарда долларов. С учетом деятельности других продавцов, объем поставок составит 3,1-3,2 миллиарда долларов. Это означает серьезное увеличение по сравнению с прошлым годом, но по-прежнему значительно меньше рекордных показателей 96 года.

КЛЕБАНОВ: Не будем говорить, что у нас был провал. Будем говорить о том, что реально государство не было сосредоточено на этой работе. Сегодня оно сосредотачивается. Первое – это указ Президента, резко сократили количество подписантов.

Я был сам директором оборонного предприятия, я обмирал, когда представлял, что вот проделали огромную работу, подписали контракт, допустим у меня не было права на ВТС, «Росвооружение» там, или «Промэкспорт», т.е. контракт, и после этого всех брала оторопь, потому что все понимали, ну все теперь ходить по этим кабинетам. Если вы в разрешительном списке, то кабинетов осталось 2 – МО и МИД.

Это очень важно, если это только правда. Это перелом, можно сказать, если государство прекращает вредить экспортерам и начинает им помогать. Самая, мягко говоря, спорная помощь- это жесткий контроль и реорганизация, борьба хорошего контроля с еще лучшим.

Рынки вооружений в значительной степени – рынки политические. Государство должно обеспечивать здесь хотя бы равные с конкурентами условия политической поддержки.

У нас очень много говорили о том, что, мол, Советский Союз оружие раздаривал, кредиты давал невозвратные. Это правда. Но не вся. Дар дару рознь. Можно так дарить, чтобы плотнейшим образом привязывать к себе рынки вооружений. Например, обслуживание в цене поставки от 30 до 70 процентов. Причем, чем дешевле оружие и проще, тем больше доля обслуживания. Бедным странам как раз выгодно дарить.

Вообще наша оборонка медленно, но верно разворачивается от конструктора к бизнесу. Вы заметили, как у нас любят демонстрировать на выставках мастерство пилотажа. И самолеты наши самые маневренные, самые инженерные. Буржуй скромно демонстрирует не пилотаж, а боевые возможности, ориентированные на потребителя. Летательный аппарат – не предмет первостепенной заботы для массового покупателя. Предмет такой заботы – интеллект: радары, системы управления оружием и оружие… то, что называется «борт».

Видели, наверное, - великая разработка «Сухого» - С-37, с крылом обратной стреловидности, сверхманевренный. Один заказчик военный сказал великому конструктору Симонову, - действительно великому, - «я тебе за твой новорусский истребитель ни копейки не дам: не нужен такой».

А что нужно? Нужны недорогие модернизации под конкретного потребителя, конкретные рынки. Есть рынки, которые мы хорошо знаем, и которые хорошо знают нас. Где мы можем предлагать системы вооружений, идеально адаптированные к профессиональному и, как бы сказать, образовательному уровню национальных вооруженных сил. В частности это родные нам арабские страны.

КЛЕБАНОВ: Мы сегодня с США почти не конкурируем. Почему? Потому что мы сегодня вынуждены пока что, укрепляя себя изнутри, развивая себя, работать на тех рынках, на которых «штатам» делать нечего.

И мы сегодня не можем работать на тех рынках, на которых нам делать нечего. По многим соображениям: политическим, финансовым и всяким там другим.

Есть наш заповедник оборонного экспорта. Даже два: Индия и Китай. Оба, кстати, достаточно перспективны. Есть специфические рынки, на которых американцам ничего не светит, но сейчас мы об этом говорить не будем – это интимно. В остальных регионах промежуточных – Юго-Восточная Азия, Африка, Ближний Восток, - нам надо работать, чтобы хотя бы о нас не забыли. Пока мы не «укрепим себя изнутри», как заметил вице-премьер.

И, наконец, у нас есть, сохранилось одно преимущество. Есть масса вещей, где реальную альтернативу американцам можем составить мы и только мы. Кстати, не будь нас, не продавались бы на рынке вооружений такие вещи, как Ф-15, противоракетные системы «Пэтриот» - кстати, никогда бы Греция не получила американский «Пэтриот», если бы не было наших С-300. И так далее.

Американцы все-таки ответили нам взаимностью. Сейчас они объективно создали спрос на наши оперативно-тактические системы. В том числе тяжелые бомбардировщики и даже авианосцы.

Вот сейчас мы героически боремся против выхода США из договора по ПРО. А, собственно, что мы такого теряем в результате исчезновения этого договора? Вообще-то договоры действуют, пока в них заинтересованы обе стороны. Соединенные Штаты все-таки суверенное государство, как ни странно. Может не стоит их так насиловать? Если мы действительно можем недорого прорвать эту систему, - а это так, - то у нас просто возникает огромный рынок. И в первую очередь политический. Мы можем предоставить эти услуги странам, которые не могут этого сделать пока. А это – все, кроме нас и США.

И, наконец, а был ли маЛЧик? Стоит ли вообще обращать внимание на эту самую СОЮ? Напомню, стратегическую оборонную инициативу, СОЮ эту, придумал голливудствующий Рейган. И так напугал ею Советскую власть, что она, как вы заметили, пала. После чего отпала сама СОИ. Потому, что была чистой технической химерой.

Сегодня ту же страшилку с тем же самым техзаданием хотят использовать против нас вторично. В очередном номере журнала «Фас» есть методологически корректный разбор этой самой СОИ.

На околоземной орбите предполагается разместить около пятидесяти спутников, оснащенных лазерами, питающихся от некоего сверхмощного химического горючего.

Один «орбитальный убийца» лучом может уничтожить до 100 боеголовок и самолетов противника. Параллельно с этим на вооружение США поступают стратосферные супербомбардировщики, способные за полтора часа достичь любой точки земного шара. Испытания прототипов уже проведены.

В железе эти идеи выглядят достаточно глупо. Подпитка лазера химическим горючим требует такой массы топлива, которую практически невозможно доставить на орбиту. Сверхгорючее, о котором говорят американцы, компактное и создающее температуру все 10 тысяч градусов – это похоже на вранье. И потом в какой емкости они собираются его сжигать?

Идея с ядерными зарядами тоже замечательная. Взорвут-то они взорвут. А что будет с навигационными системами, когда они это все взорвут? Куда они будут пулять своими лазерами? При том, что малейшая облачность, смешение воздушных потоков делают любой лазер бессмысленным.

Стратосферные самолеты эффективностью своей сильно напоминают так называемую технологию Стелс, невидимую только для одного вида радаров – для американских. И для одного вида наивных налогоплательщиков – тоже американских, наивных, как радары.

И, наконец, существует простейший способ всю эту бодягу разом ликвидировать.

Еще в середине восьмидесятых годов была принята простая и надежная схема обороны – на орбите размещено несколько контейнеров с мелким железным мусором.

При первых признаках опасности эти контейнера подрываются по команде с Земли и десятки тонн пятимиллиметровых иголок распыляются по орбите. При средней скорости в 7 километров в секунду они просто-напросто «счищают» из околоземного пространства все без исключения спутники в течении сорока минут.

Дальше просто обрывается вся связь, кроме нашей телефонной, имени МГТС. Вообще, чем система сложнее, тем уязвимее. На месте американцев с их компьютерами я бы не стал высовываться.

На самом деле нам нет никакого смысла реагировать на этот бредовый блок-бастер, задача которого делать рекордные сборы в США в пользу отходящего на покой президента Клинтона. Гораздо интереснее широким жестом отпустить их из договора по ПРО и посмотреть, как клинтоновские преемники будут выбираться из этой аферы.

Однако время. До свидания. До завтра.

Читайте также:

Главные новости

Новости

Все новости

Архив новостей