Аналитическая программа «Однако» с Михаилом Леонтьевым
Успех России в Стамбуле, достигнутый в первую очередь усилиями президента, это общее место. Российская дипломатия осталась пожинать плоды психологического перелома. Российская дипломатия уверено заявляет, что плоды она пожала.
Адаптированный договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный сегодня в Стамбуле, предусматривает сокращение обычных вооружений 19 стран НАТО, равное 10-ти дивизиям натовского стандарта- заявил высокопоставленный представитель Министерства обороны России.
Что касается фланговых ограничений, то Россия по договору может иметь необходимое количество тяжелых вооружений для создания группировок вооруженных сил на флангах, прежде всего в Северо- Кавказском военном округе. Конкретно России разрешено иметь там 1300 танков, 2140 боевых бронированных машин и 1680 артиллерийских систем. Кроме того, российской стороне предоставлено право дополнительно временно развернуть на южном фланге 153 танка и 140 артсистем.
ИВАНОВ: Мы считаем, что в том виде, в котором этот документ подписан, тем реалиям, которые сегодня существуют в Европе, он отвечает интересам России, так как переходя принцип территориально-государственных уровней он позволяет создать вдоль границы России широкую зону, где будут исключаться массированные концентрации обычных вооруженных сил, которые могли бы угрожать безопасности нашей страны.
Вроде бы впечатляет. То есть речь идет о том, что безопасность наша качественно выросла. И пункт о Чечне вошел в формулировках, устраивающих Россию. Сообщается тут же, что, правда, Россия пошла навстречу Молдавии, пообещав вывести войска из Приднестровья уже в 2002-м году, на три года раньше, чем планировалось.
Здесь один маленький нюанс: вывод войск из Приднестровья вообще-то был жестко увязан с политическим урегулированием между Тирасполем и Кишиневом. Что-то мы ничего о таком урегулировании не слышали. Может быть там кто-нибудь что-нибудь урегулировал по тихому, а мы и не заметили?
Дальше – больше. За вышеотмеченный успех по фланговым ограничениям пришлось заплатить самым непосредственным образом. Почему же так тихо? Где фанфары, гром победы, так сказать?
Россия и Грузия подписали в Стамбуле предварительное соглашение о выводе российских военных баз из Вазиани и Гудаута к 1 июля 2001 года. Об этом на пресс-конференции в Тбилиси сообщил глава Департамента по связям с общественностью МИД Грузии. По его словам, без этого соглашения, которое является составной частью Договора об обычных вооружениях в Европе, становилось невозможным подписание адаптированного документа.
Согласие на ликвидацию российских баз в Грузии- вопрос, по которому Россия собиралась с Грузией долго и серьезно бодаться, - вроде как аргументы у нас есть, - это ключевой вопрос и для нас, и для Соединенных Штатов. Собственно этого никто не скрывал. Это вопрос о вытеснении России из Закавказья. Там, где пройдет американский нефтепровод, нет места российским военным базам. Американским есть, а российским нет.
Трудно не заметить связь между подписанием предварительного соглашения о транспортировке азербайджанской нефти по маршруту Баку-Джейхан и приуроченной к активной реализацией проекта ликвидацией российских военных баз. При этом и нефти самой не нужно. Известно, что никакой серьезной нефти на азербайджанском шельфе Каспия нет. Зато есть серьезный повод перерезать коммуникации России и лишить ее возможности серьезно выполнять свои обязательства перед своим союзником Арменией. Ради этого нефть на азербайджанские промыслы можно и завести. Например, из Казахстана.
Понятно, что любая дипломатия – это вопрос торга, что бы там ни говорили сами дипломаты. Можно заметить, что все соглашения предварительные. А операция в Чечне уже идет сейчас. Что базы в Батуми и Ахалкалаки, разным образом, но непосредственно связанные с Арменией, соглашением не охвачены. то есть может быть это и есть та цена, за клинтоновскую сдержанность?
Все это было бы допустимо, если бы не некоторые странные детали. Мы об этом говорили накануне саммита. С сожалением приходится признать, что уже даже не дипломаты – юристы международные, эксперты наши допускают те же самые ляпы. Вот формулировки этого самого 23-го пункта про Чечню.
В 23-ем параграфе итоговой Декларации саммита ОБСЕ в частности говорится «в связи с недавней цепью событий на Северном Кавказе мы решительно подтверждаем, что полностью признаем территориальную целостность Российской Федерации осуждаем терроризм во всех его проявлениях».
И далее, «мы приветствуем согласие Российской федерации на осуществление визита председателя ОБСЕ в этот регион. Мы подтверждаем существующий мандат группы содействия ОБСЕ в Чечне».
Обратите внимание: Северный Кавказ – это где? Группа содействия ОБСЕ в Чечне… Какой такой Чечне? Что это за Чечня? Где она находится? Заметьте, это документ ОБСЕ. 54 государства-участника. Во всех таких случаях считается необходимым упомянуть принадлежность. Пункт 16 – Цхинвальский регион, Южная Осетия, запятая, Грузия. Пункт 17: руководящая роль Объединенных наций в Абхазии, запятая, Грузия.
Вот этот пункт, - еще раз повторяю, - признает территориальную целостность Российской Федерации, юридически ничтожен. У России нет международно признанных границ. То есть границ, признанных международными договорами. Также, как и у Грузии. Грузинские дипломаты это понимают, наши – нет.
У нас, кстати, нет и юридически безупречно оформленного места в Организации объединенных наций. Россия в ООН никогда не вступала, заметьте. Нам просто табличку поменяли из вежливости. А ну как пройдет вежливость?
Во всяком случае, вежливость – не достаточная правовая гарантия территориальной целостности. Однако других гарантий наша дипломатия вроде бы не ищет.
Вук Дражкович – заметили, да? – благодарил наших дипломатов, за то, что они сделали для Косово. Хотя бы в части формулировок. Для Косово сделали. А для себя?
У нас много говорят о разочаровании Запада в российских реформах. Однако мало кто замечает нарастающее разочарование европейских интеллектуалов, особенно из бывшего восточного лагеря тем, что произошло за последние десять лет с их странами.
На днях в Амстердаме прошла не слишком заметная в рамках празднования десятилетия падения Стены конференция восточноевропейских диссидентов бывших. Из России там практически никого не было, зато были представлены очень хорошо Чехия, Польша, Восточная Германия и так далее.
Лейтмотив встречи в Амстердаме – Европа отмечает в эти дни “десять потерянных лет”. По мнению бывших диссидентов – демократов первой волны, к свержению коммунизма десять лет назад лучше всех подготовилась сама коммунистическая номенклатура. В ее руках оказались финансовые ресурсы, деловые контакты с Западом, решающие позиции во власти. По общему мнению, реформы свелись к реорганизации этой номенклатуры. Сейчас она переходит в политическое контрнаступление. В Чехии и бывшей ГДР посткоммунисты уже вышли на второе место по влиянию и останавливаться на этом не собираются. При этом разговоры о вступлении восточноевропейских стран в ЕС – лишь согласованный с Западом блеф.
То есть создается впечатление, что европейскую элиту – и бывшую, и нынешнюю, устраивает, чтобы переходный период тянулся бесконечно. Чем дольше тянется этот тоскливый процесс, тем сильнее позиции бывших коммунистов. Неокоммунисты – старая элита, - вернулась к власти в Польше, Чехии, Венгрии, Болгарии практически. В Германии сейчас поговаривают об альянсе между ХДС и неокоммунистами Грегора Гизи, самой перспективной силы Восточной Германии. «Реальполитик», как там выражаются.
Вот эти бывшие диссиденты в Амстердаме со скорбью признавали, что в Европе победил интернационал прагматиков. Свободных от любой идеологии и свободно манипулирующих любой идеологией, любыми ценностями. Эти люди раньше договаривались между собой. И теперь им гораздо легче сторговаться.
Создается впечатление, что к России это имеет самое непосредственное отношение. Вспомните, как западная элита была уже готова брататься с Зюгановым. Не дали. А уж когда появился Примаков, они сразу и безоговорочно увидели самого гибкого, самого прагматичного и самого сговорчивого партнера. До сих пор не могут поверить, что упустили шанс.
Однако время. До свидания. Отдохните от нас до понедельника.