В Новой Третьяковке поселилось кинетическое искусство
В Москве открылась «Лаборатория Будущего» — выставка, пожалуй, самых необычных произведений кинетического искусства. Это когда формы, цвета, свет и тень — все приходит в движение и даже звучит. Великие научные открытия и самые простые предметы рождают оптические иллюзии и визуальные эффекты, которые будто меняют пространство и, кажется, время. Ведь созданы эти работы полвека назад. Тогда их считали фантастикой, а теперь это наша реальность.
Жизнь в движении. Они не придумывали ее, а просто заставляли всех вокруг видеть мир их глазами. В мире художников-кинетистов будущее, которое вот уже так близко, попробуй дотянись. Более 400 работ — это совместная выставка Третьяковской галереи и питерского «Манежа».
«Помимо обеспечения бесперебойной работы всех сложнейших технических устройств, было очень трудно выстроить разговор, чтобы, проходя по выставке, зритель начинал понимать одну великую мысль — что в XX веке русское искусство и русская наука опередили и художественное, и научное развитие во всем мире и стали первыми, провозгласившими великие трансформирующие XX век науку и искусство идеи», — отмечает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Кинетическое искусство — это в первую очередь объекты, в которых что-то движется. По крайней мере нам так кажется. В реальности это может быть лишь игрой цвета, как на цветовых таблицах Михаила Матюшина. Юрий Злотников свои эксперименты проводил вместе с учеными и философами.
«Очень любил проводить время в лаборатории Боткинской больницы, изучая кардиограммы. И, собственно, главное, что его интересовало, — это биотоки. Это не просто графическое произведение, а это действительно, скорее, исследование нашего восприятия мира, цвета, звука», — поясняет сокуратор выставки Наталья Сидорова.
Александр Лаврентьев находил идеи для своих работ в повседневной жизни. Например, однажды заметил, как причудливо отражается светильник в линзах очков, и получилось вот такое «представление света».
Кинетисты научились управлять светом с помощью, например, музыкальных инструментов. В 1925 году в Ленинградской филармонии даже состоялся концерт. Музыкант играл на терменвоксе.
«Лев Термен создал прибор, который позволял с помощью движения тела, высоты звука, высоты тона управлять окраской светового луча», — рассказывает сокуратор выставки Андрей Смирнов.
Одним из ключевых художников кинетизма стал Вячеслав Колейчук. Блестящий инженер, математик, физик, он умудрялся превращать в произведения искусства, казалось бы, совсем элементарные вещи, как, например, граненый стакан или солнечный парус.
«Вы видите просто какой-то кусочек материи, прикрепленный за лески к мотору. Благодаря центробежной силе он разворачивается и превращается в какую-то магическую форму. Она вас абсолютно гипнотизирует, вы забываете, где вы, что вы и полностью погружаетесь в этот объект», — поясняет куратор выставки Юлия Аксенова.
А эта грандиозная модель, сделанная по эскизам Анатолия Волгина 60-х годов, и есть символ кинетического искусства. В ней все: форма, цвет, свет, музыка и, самое главное, идея бесконечного движения — разгадать и увидеть связь между малым и великим, между атомом и Вселенной. Вот такой космический полет мысли.