Съемочная группа Первого канала в американском Портленде пострадала от действий силовиков
К событиям в американском Портленде, который охвачен беспорядками. Под удар силовиков попала съемочная группа — собкор Первого канала в США Юлия Ольховская и ее оператор Вячеслав Архипов — о протестах они как раз и готовили репортаж. В итоге камера разбита, оба надышались слезоточивым газом, получили ссадины и ушибы. И это при том, что у журналистов были пресс-карты, которые никого не остановили.
Федеральный суд города Портленд. Провокаторы из движения Antifa пытаются проломить фанерные листы, с помощью которых укреплен вход. Ногами и железной арматурой. Под одобрительный гул толпы.
Здание федерального суда — место, где должны следить за соблюдением закона — фактически превратилось в зону беззакония.
Снаружи — ни одного полицейского. Внутри — федеральные силовики, которых в Портленд отправил Белый дом наводить порядок. Но фактически они оказались заложниками. Провокаторы подпирают вход досками, чтобы не дать правоохранителям выбраться из здания, и лазерными лучами пытаются ослепить камеры наблюдения.
«Что вы делаете?» — спрашивает корреспондент.
«Шутки кончились. Какие у тебя еще вопросы? И Портленд, штат Орегон, станет эпицентром перемен», — отвечает участник беспорядков.
Толпа продолжает долбить по зданию, когда из бокового входа появляются люди в камуфляжной форме. В клубах слезоточивого газа взрываются светошумовые гранаты и без предупреждения летят резиновые пули размером с пробку от шампанского. Здесь используется очень сильный слезоточивый газ — дышать невозможно, глаза слезятся. Видимо, чтобы провокаторы отходили подальше от здания суда.
Люди разбегаются, но ненадолго. Как только газ немного рассеялся, толпа начинает возвращаться обратно к зданию суда. Снова стычки с силовиками. Люди в форме не церемонятся — в ход идут дубинки, кого-то из протестующих скручивают и затаскивают в суд. Силовики отступают в здание. Радикалы разжигают костер, а следом пытаются поджечь центральный вход. Пока журналисты снимали пожар, правоохранители выбежали с другого выхода и началась зачистка.
Юлия Ольховская: У меня с головы сорвали шлем и толкнули на землю — от удара об асфальт остались ссадины. Оператор получил удар дубинкой и лишился камеры. Это — последние снятые кадры.
Вячеслав Архипов: Появились из-за угла в направлении, откуда я не ждал. Человек пять, может, шесть, причем единовременно. Один ударил по запястью правой руки дубинкой, другой — за лямки рюкзака и повалил на спину, в это же время отняли камеру. Причем резким движением остервенелым о землю, она разлетается на маленькие части. Было очевидно, что хотели бить — замахивались дубинкой, но каким-то чудом сдержались. Разбитой камеры им достаточно, видимо, было.
Это все, что осталось от видеокамеры. Полночи на улицах царил полный хаос. Почти все протестующие — в касках и защитных очках, то есть к противостоянию готовились заранее. — Мы хотим, чтобы полиции сократили финансирование или вообще ее разогнали.
- Кто будет защищать людей, если не полиция?
- Мы хотим, чтобы построили систему, которая бы отвечала потребностям людей, предвосхищая их. То есть предупреждать ущерб, а не получать его.
Собственно, полиции на улицах и так нет. Все ее действия в ночь насилия свелись к сообщению на сайте:
«Полиция Портленда не присутствовала на месте описываемых событий. Полиция Портленда не принимала участие в уличных беспорядках и не применяла слезоточивый газ. Никто не был арестован».
Приказ не вмешиваться отдали местные власти. Мэр Портленда и губернатор штата — оба демократы — выступают против присутствия в городе отправленных Трампом федеральных сил. При том, что беспорядки и мародерство продолжаются 55-й день подряд. Но, похоже, все с этим уже смирились.
«Я думаю, будет намного больше насилия, прежде чем настанет мир», — говорит участница акции.