К 75-й годовщине Победы в Волгограде будет завершена реконструкция легендарной скульптуры «Родина-мать зовет!»
Главный символ города почти полностью скрылся под строительными лесами. И это настоящая инженерная спецоперация. У памятника высотой 85 метров — огромные трещины, и это снаружи, а обновить многое нужно и внутри. Строители уже называют себя и хирургами, и косметологами. Одна из процедур и вовсе пилинг.
Только голову, руки и меч еще можно рассмотреть в деталях. Внутри огромного металлического кокона силуэт знаменитой статуи Вучетича словно размыт. За полвека существования ее лишь трижды одевали в леса: когда строили, когда меняли меч и теперь — для масштабной реставрации.
Эта конструкции кажется ажурной и очень хрупкой. На деле, даже отдельную трубу пошатнуть невозможно. На высоте 12 м приблизительно подол платья скульптуры. Но со стороны уже видно, что почти вся статуя укутана уникальными строительными лесами
Казалось бы! Что может быть необычного и сложного во временной вспомогательной конструкции? Но оказалось, что точной 3D-модели 85-метровой скульптуры просто не существует и рассчитать все на компьютере нельзя. Поэтому каждый из 30 ярусов, как дорогой костюм, подгоняют по фигуре.
«Эйфелева башня действительно, гораздо проще, с точки зрении инженерной мысли и устройства конструкций из металла, нежели наши металлические леса», — отмечает представитель компании-подрядчика Сергей Сирота.
Разноцветные кружочки, крестики и цифры на бетонном теле статуи похожи на узоры. С помощью специального прибора здесь заранее нашли и обозначили сколы и рытвины. А общая длина трещин оказалась больше 12 км. Длина этой трещины порядка 8 м. Она уходит вниз. И таких трещин очень много.
Некоторые трещины, по словам строителей, сквозные и на глазах становятся больше. Искусство вечно, но теперь бетонной даме не обойтись без хирургического вмешательства. И если снаружи реставраторы борются за ее внешний вид, то внутри — за здоровье всего инженерного организма. Уже заменили на новые 99 канатов, которые как стальные мышцы держат уникальную ассиметричную скульптуру. Установили систему пожаротушения и сделали новое освещение. Сейчас же дело дошло до мест, где в буквальном смысле слова не ступала нога человека больше полувека. Отдельные комнатки, тоннели и лазы между перегородками были замурованы еще во время строительства.
«Вскрыли эти помещения, которые раньше были недоступны, демонтировали там опалубку и обнаружили там такие же дефекты, места не провибрированного бетона, пустоты, коррозия арматуры, трещины», — рассказывает Сергей Сирота.
Чтобы вылечить все эти болезни, строителям и реставраторам приходится висеть на альпинистском снаряжении, протискиваться и ползать. В пыльном душном простенке шириной меньше метра снимают старую опалубку, чтобы подобраться к проржавевшей арматуре и заменить ее. Чтобы увидеть, как все будет выглядеть в финале, спускаемся в бетонный колодец глубиной 8 метров.
Поздно вечером, когда у всех рабочий день уже закончился, на строительные леса поднимаются люди почти в космических скафандрах. Снизу видно, что вокруг них всегда облако пыли. Раньше пилинг скульптуре делали обычным пескоструйным аппаратом, теперь технология более щадящая и эффективная. Под давлением на статую распыляют мел, соду и измельченные фруктовые косточки.
«Когда частица, очень мягкая по своей текстуре, попадает на поверхность, она расщепляется на сотни мелких частиц и образует некую мини-взрывную волну и за счет этой энергии, этого мини-взрыва на поверхности и происходит очистка», — поясняет представитель компании-подрядчика Марат Сафиуллин.
Вблизи видно, что от пыли, грязи и старых латок бетон величественного монумента похож на лоскутное одеяло. Теперь копоть от местных заводов и мох словно стирают ластиком. И после окончания всех работ весной следующего года знаменитая "Родина-мать" предстанет такой, какой в 1967 году ее впервые увидели на открытии мемориала.