Петр Порошенко объявил о создании Украинской автокефальной поместной православной церкви
На Украине официально оформлен церковный раскол. В Киеве на так называемом «объединительном соборе» провозглашено создание Автокефальной поместной православной церкви. Возглавил ее не патриарх, а митрополит — представитель раскольнического Киевского патриархата Епифаний.
Несмотря на давление власти и спецслужб, священники Канонической украинской церкви объявили сегодняшнее мероприятие незаконным. Игнорировал собор и Константинопольский патриарх. Зато в Киев свезли огромные толпы бюджетников, большинство из которых плохо понимали суть происходящего.
Радость, которую невозможно держать в себе. Петр Порошенко и не сдерживается — за трибуной едва ли не подпрыгивает и не щадит голоса своего.
Новое имя его церкви УПАПЦ: Украинская поместная автокефальная православная церковь. И это еще одно «остаточно прощевай» Москве, кричит Порошенко, к месту и не к месту цитируя поэтов наперебой: «День окончательного создания нашей независимости от Москвы! И как говорил Тарас Шевченко, не будем пить из чаши московской отравы».
И тут же к слову пришелся Маяковский: «Товарищ москаль, на Украину шуток не скаль».
И в приступе радости президент наконец-таки сам, возможно того не желая, назвал вещи своими именами: «Боролись за всю эту фекалию... автокефалию».
УПАПЦ возглавил митрополит Переяславский и Белоцерковский Епифаний. Ему 39 и его называют правой рукой Филарета, бывшего главу раскольников, который высший титул хотел, но не получил. Договаривались об этом 10 часов.
Вот в какой атмосфере проходил так называемый собор или, скорее, бенефис Петра: выкрикивая националистические лозунги, Петр Порошенко буквально протискивался сквозь толпу в храм. В честь него — перезвон колоколов, молчавших раньше. В один момент сам президент от избытка чувств даже заговорился — поблагодарил людей на русском. Но быстро исправился: «Спасибо. Дякую».
А далее — все в секретной обстановке. У делегатов отобрали мобильные телефоны. В храм Святой Софии прессу не пустили — фотографии оттуда распространял сам президент в соцсетях. Вот и он, восседает не где-нибудь, как наблюдатель, а в президиуме, рядом с Константинопольским экзархом митрополитом Эммануилом Галльским.
Люди на митинге согревались хмельным глинтвейном. В Киев их свозили автобусами со всей Украины. Наиболее воцерковленными — в украинском понимании этого слова — оказались чиновники и бюджетники.
«Мы к церкви никакой не относимся, а мы работаем в учреждениях, это учительство», — говорит одна из присутствующих.
«Сегодня приехали, но в церковь не ходим, в Бога верим в душе», — признается женщина.
От канонической церкви на собор приехали два владыки — Александр Драбинко, митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский и митрополит Винницкий и Барский Симеон. Те самые, которые в ноябре ездили на тайную ночную беседу к Порошенко, где им якобы посулили высокие чины в новой структуре. Какие именно — пока не ясно.
Но из канонической церкви, как только что стало известно, уже оба исключены. Симеон Винницкий к собственной епархии оказался глух — проигнорировал многочисленные обращения от Винницкого духовенства и прихожан с просьбой не предавать церковь.
Некоторых иерархов пытались доставить в Киев силой или обманом, как, например митрополита Могилев-Подольского и Шаргородского Агапита, которого удалось спасти от сотрудников СБУ только благодаря вмешательству депутатов Верховной Рады. А ведь Порошенко обещал: никакого насилия не будет.
«Я гарантирую, что государство Украина будет уважать выбор тех, кто решит остаться в той церковной структуре, которая сохранит единство с Русской православной церковью», — заявлял президент Украины.
«Ко мне пришли люди из Службы безопасности. Предложили поехать в Киев для разговора с митрополитом Симеоном. Мы поехали — сотрудник службы безопасности, и я, на своем автомобиле. Но возможности переговорить с Симеоном у меня не было, и я решил прийти в Киево-Печерскую Лавру, чтобы встретиться с Блаженнейшим митрополитом. По дороге я говорил, что на собор этот не собираюсь, так как наша церковь в нем не участвует», — рассказывает митрополит Агапит.
Теперь здесь будет славный Константинопольский патриархат, сказал в своей первой речи новоизбранный глава УПАПЦ Епифаний. То, что «незалежная церковь» лишь предвыборный слоган, никто и не скрывает — раскольники переходят в прямое подчинение Стамбулу. И даже миро для миропомазания теперь придется возить из Турции.
«Они должны осознать, куда они привели Украину, это же рабство! 20 монастырей надо отдать в ставропигию Константинопольскому патриарху. Это вопиющее безобразие, беззаконие, и даже третьей части той свободы, которую имеет Украинская православная церковь, это так называемая, автокефальная церковь Константинопольского патриархата, она не будет иметь», — говорит представитель Союза православных братств Украины Владислав Пустовойт.
И вот первые комментарии от Русской православной церкви.
«Сегодняшнее собрание в Киеве не стало, конечно, никаким объединительным собором и стать им не могло, поскольку никакого участия единственной канонической церкви — Украинской православной церкви во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием — и никакого официального представительства этой церкви на этом собрании не было. Это было собрание представителей двух раскольнических групп, который попытался легализовать некоторое время назад Стамбульский патриарх. Церковного канонического значения у сегодняшнего собрания нет, оно совершенно ничтожно. Оно в каноническом плане для церкви ничего не означает. На Украине как был один канонический митрополит Киевский, Блаженнейший митрополит Онуфрий, так он и остается, другого здесь ничего не может быть», — глава отдела РПЦ по взаимоотношениям с обществом и СМИ Владимир Легойда.
«Как мы видим сейчас, им ведь даже документов не дают, чтобы они могли их сами рассматривать, или принимать, тем более утверждать. Просто прислали депешу, которая была распакована, розданы листочки, вот они с ними, с этими всеми документами, своими будущими правами как бы и согласились. Ну, это настолько унизительно», — сказал руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси, иерей Александр Волков.
Позорным спектакль президента назвала оппозиция — платформа «За жизнь». Ее глава и народный депутат Рады Юрий Бойко заявил: Порошенко грубо нарушает конституцию и цинично использует тему церкви в своей предвыборной кампании.
«Сегодня идет наступление на украинское каноническое православие. И, к сожалению, агрессия режима вряд ли остановится. Но мы не оставим священнослужителей и мирян один на один и будем защищать Украинскую православную церковь от нападок», — сказал Юрий Бойко.
В Украинской православной церкви от происходящего отстранились. Пока комментариев от нее нет. В то время как священники на фоне скандалов делят титулы в новой президентской структуре, каноническая церковь занимается созиданием.
Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий наградил талантливых детей, а также музыкантов и спортсменов. В том числе абсолютного чемпиона мира по боксу в первом тяжелом весе Александра Усика, чье высказывание против церковных войн ранее на Украине вызвало скандал.
Томос Украина пока еще не получила, а до тех пор все может произойти. О постоянстве Петра Порошенко говорить не приходится. Каких-то семь лет назад и он с блаженной улыбкой смотрел в глаза священникам ныне гонимой церкви.