Какие страсти и деньги скрыты за безрассудной внешней политикой Америки?
В чем причины такого, как кажется, разудалого, безрассудного поведения США? Это следствие огромного внутреннего напряжения в американской элите, следствие той бескомпромиссной борьбы, которую ведут между собой разные части элиты. А внутренние американские проблемы становятся проблемами всего мира.
В американской элите раздрай, слишком много противоречий, борьба под ковром. Сверху вроде все красиво — Белый Дом, Конгресс, политические партии, выборы. Но настоящая борьба мало кому видна — борьба за богатство и ресурсы. Глубинное государство. Там принимаются решения. И здесь, на поверхности, эти решения часто кажутся абсурдными. Но это, если не знать истинных причин таких решений. А их мало, кто знает.
Вот противоречия в бизнесе. Марк Цукерберг — икона нового американского бизнеса, основатель социальной сети Фейсбук. Капитализация компании Фейсбук — 541 миллиард долларов. Капитализация — это цена 100% акций компании, если они котируются на бирже. Ну, то есть сколько стоит вся компания. А какова выручка Фейсбука? Сколько эта компания зарабатывает за год? 41 миллиард долларов. Сравним Фейсбук с компанией из старой экономики. Возьмем ЭксонМобил — самую крупную нефтяную компанию. Ее капитализация 348 миллиардов долларов. Существенно меньше, чем капитализация Фейсбука. А какова выручка ЭксонМобил? 237 миллиардов долларов. Как же так — выручка в шесть раз больше, чем у Фейсбука, а капитализация в полтора раза меньше? А это вот и есть противоречие между новой экономикой и старой, традиционной. Капитализация большая, а выручки, настоящих денег мало.
Новая экономика — это не только высоколобые инноваторы в Силиконовой долине. Но это и финансовые спекулянты, либеральные СМИ, Голливуд вместе с ЛГБТ-сообществом. Они и накручивают капитализацию, раздувают финансовые рынки. А старая экономика — это чумазые нефтяники и машиностроители — производственники. Проблема заключается в том, что большие настоящие деньги в старой экономике. А в новой экономике денег мало, капитализацию в карман не положишь.
Дональд Трамп — президент традиционной экономики. А демократы ставят на новую экономику. И это только один момент жесткой борьбы элит в Америке.
«На протяжении многих лет нынешний режим позволяет себе вести войны на Ближнем Востоке. После того как наши санкции вступят в силу, ему придется бороться за выживание собственной экономики. Иран будет вынужден сделать выбор: либо бороться за то, чтобы сохранить свою экономику внутри страны, либо продолжать растрачивать драгоценное богатство на бои за границей. У него не останется ресурсов для того и другого», — заявил Майк Помпео.
Пока мир, затаив дыхание, ждал, каким же будет ответ Ирана на требование добровольно отказаться от государственного суверенитета и претензий на региональное лидерство, Трамп делает следующий шаг — воспользовавшись резкой реакцией Северной Кореи на провокационную глупость его советника по национальной безопасности Джона Болтона о предпочтительности ливийской модели ядерного разоружения Кореи, Трамп отказывается от встречи с Ким Чен Ыном, намеченной на 12 июня в Сингапуре.
«Дональд Трамп — сложная политическая фигура, действия которой сложно предугадать. Потому что у него нет политической философии, у него отсутствует глубокая подготовка в этих вопросах. Его влияние во многом основывается на политическом инстинкте, который производит весьма эффектное впечатление и частично на его стремлении нравиться своим избирателям. Смешав это вместе, мы получим стиль его политики. Что мы увидим в будущем — непонятно», — говорит американский публицист, писатель и политический комментатор Даниэль Пайпс.
Ясно, что ни о каком ядерном разоружении на встрече в Сингапуре и речи быть не могло. Особенно после того, как США совместно с Южной Кореей снова начали широкомасштабные военные учения. Пхеньян, тем не менее, как и обещал, сравнял с землей свой ядерный полигон, продемонстрировав таким образом: с одной стороны, свою договороспособность, а с другой — все, что надо, уже давно испытано.
«Не знаю, во что выльется отмена встречи с лидером Северной Кореи. Неизвестно, какая политика стояла за этим. Трамп — не карьерный политик, но, надо признать, учится быстро. Он хочет стать президентом достижений, хотя ничего существенного им так и не достигнуто», — считает финансист Питер Шифф.
Важно понимать, что, с точки зрения Трампа, на этом этапе им было достигнуто максимум возможного. Ведь вернуться из Сингапура триумфатором у него все равно шансов не было. А компромиссами американского избирателя не вдохновишь! Куда эффектнее, оставив всех в дураках, неожиданно и со скандалом покинуть сцену, зная, что настоящая игра продолжится за кулисами. Поэтому Трамп для начала нахамил Ким Чен Ыну, и громогласно предрекая Северной Корее судьбу Ливии, отказался от встречи. С тем, чтобы спустя сутки, вновь всех заинтриговать.
«Посмотрим, что будет дальше. Мы сейчас говорим с ними. Они очень хотят, чтобы это произошло, мы бы тоже хотели это сделать. Это вполне могло бы быть даже 12 июня», — сказал Дональд Трамп.
Если корейская драма постепенно превращается Трампом в фарс, то с Ираном ситуация куда серьезней. Ядерная сделка, с выхода американцев из которой начался последний виток напряжения на Ближнем Востоке, была подписана Обамой. Решимость Трампа разорвать соглашения с Тегераном многие связывали с его желанием избавиться от наследия своего предшественника, с его противостоянием с демократами в Конгрессе, с его войной с глубинным государством, называемым им вашингтонским болотом. Однако, сайт «Викиликс» опубликовал письмо, пришедшее с самого дна этого болота. Автор Хилари Клинтон, дата — ноябрь 2015 года — самый разгар переговоров по ядерной сделке с Ираном.
«Лучший способ помочь Израилю справиться с растущим ядерным потенциалом Ирана — помочь народу Сирии свергнуть режим Башара Асада. Переговоры по ограничению ядерной программы Ирана не решат проблему безопасности Израиля. Для израильских лидеров реальная угроза со стороны ядерного Ирана — это не перспектива того, что безумный иранский лидер начнет неспровоцированное иранское ядерное нападение на Израиль, которое приведет к уничтожению обеих стран. То, о чем действительно беспокоятся израильские военные, но не могут говорить, это то, что Израиль теряет свою ядерную монополию», — пишет «Викиликс».
Суть письма сводится к тому, что никакая ядерная сделка Обамы с Ираном не снимает беспокойства Израиля. Тель-Авив, сам незаконно обладающий ядерным оружием, готов к удару по Ирану, лишь бы не допустить даже возможности появления конкурента. Предлагается всеми возможными средствами поддержать свержение Асада в Сирии, чтобы изолировать Иран, прервать возможность его коммуникаций, сделать невозможным усиление его влияния на Ближнем Востоке.
«Она написала это как частное лицо, она больше не была госсекретарем и не занимала никаких постов в правительстве Соединенных Штатов. У демократов уже тогда была очень сдержанная позиция по сделке с Ираном. И у нее точно так же. В конечном счете, под давлением со стороны Барака Обамы, почти все из них согласились с тем, что было бы правильно принять соглашение. Тот факт, что сейчас Дональд Трамп выступил против сделки и это поддержали демократы — это, конечно, поразительно. Но важно понимать, что очень мало демократов, если такие вообще были, поддерживали эту сделку уже в 2015 году», — отмечает публицист, писатель, политический комментатор (США) Даниэль Пайпс.
Итак, мы видим, что как минимум на ближневосточном направлении никаких особых разногласий между Трампом и ненавидимой им Клинтон не существует. В своем письме Хилари прямо пишет, что Россия блефует и не сможет ничего противопоставить действиям США по свержению режима Асада. Тогда они просчитались. В Сирии не удалось. Теперь, спустя полтора года, после проигрыша Хилари Клинтон на выборах, выпавшее из ее рук знамя борьбы с Ираном подхватывает Трамп. Только то, что раньше делали тайно, сейчас, к ужасу союзников, называется стратегией США и делается в открытую.
«Международная политика США приводит к изоляции страны, она шизофренична, но пытается контролировать лидеров всего мира. Это опасно, ибо ведет к войне», — считает бывший аналитик армии США, военный психолог, специалист по борьбе с терроризмом Скотт Беннетт.
Разрыв сделки с Ираном, перенос посольства США в Иерусалим и опасные игры с Северной Кореей — за последний месяц Трамп наступил на все больные мозоли международной политики.
«В ближайшем будущем политика США будет оставаться такой же. Есть ли у Трампа дубина или ее нет, или все это только страшилки — это нам еще предстоит увидеть. Однако внешняя политика будет диктоваться неизбежным долларовым кризисом, при котором станет невозможно больше содержать эту огромную империю. Далее — аналогия с СССР перед его распадом. В США грядет экономический кризис, с которым, боюсь, нам не справиться», — считает финансист Питер Шифф.
Вашингтон осознано играет на обострение в надежде выбить все долги и улучшить свои позиции там, где это еще возможно. Рвутся все связи и обязательства, которые в Вашингтоне считают обременительными. Белый Дом пытается задействовать всю свою накопленную мощь, но уже не для удержания господства над миром, а для самосохранения.