День защитника Отечества — истории тех, для кого слова «долг» и «честь» дороже собственной жизни
День защитника Отечества. Какое-то время назад мы потеряли значение этого дня. Мы не понимали, зачем нужен праздник 23 февраля, что это за праздник — то ли день Красной Армии, то ли Советской Армии — армии страны, которой уже нет. События последних лет все поставили на свои места. Стране нужна армия, нужна сильная армия, с самым современным оружием. Только так можно выстоять в этом яростном мире, оставаться свободной и суверенной страной.
Владимир Путин почтил память защитников нашей страны у Вечного огня. Этот огонь — символ того, что никогда мы сами не забудем подвига русского Воина-освободителя, и другим забыть не дадим. Президент возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата. Он расправил ленты и отдал дань уважения всем, кто не пожалел своей жизни за Отечество.
Отечество наше по-разному называлось, но оно у нас одно уже много столетий. И мы будем благодарить и славить защитников нашего Отечества. Посмотрите истории о настоящих героях сегодняшнего дня.
В России немало мест боевой славы, но здесь, в Георгиевском зале Кремля, наверное, острее всего чувствуется связь поколений защитников Отечества. Золотом на мраморных плитах высечены имена кавалеров высшего воинского ордена императорской России — Святого Георгия. И в этих стенах президент вручил Звезду Героя родным погибшего в Сирии летчика Романа Филипова.
«Он принял неравный бой с террористами. Не сдался, не отступил. И мы имеем полное право сравнить его с героями — защитниками Брестской крепости, защитниками Москвы, Сталинграда. Потому что вне зависимости от исторического контекста, вне зависимости от времени, в котором мы живем, жизнь у человека — во всяком случае, земная — всего одна. Если человек готов идти до конца, пожертвовать собой в интересах своего народа, то это и есть высшее проявление личного мужества, героизма, преданности своей Родине», — сказал президент России.
«Русские не сдаются» — это уже генетический код. Наверняка эти слова пульсом стучали в висках и старшего лейтенанта Александра Прохоренко, также посмертно удостоенного звания Героя России.
В марте 2016 года он неделю провел в тылу боевиков, под Пальмирой, наводил на цели наши самолеты. А когда оказался в окружении террористов, вызвал огонь на себя. Подвиг офицера нашел отклик в разных странах. Супружеская чета из Франции Жан-Клод и Мишель Маге передали семье героя фамильные реликвии — боевые награды, в их числе и орден Почетного легиона. Прошлым летом памятник Александру Прохоренко появился в Италии — городе Вальи.
«Героизм российского офицера — это пример доблести. Для нас большая честь увековечить его подвиг. Так мы можем ему сказать спасибо, ведь он пожертвовал собой в борьбе со вселенским злом с терроризмом ради своей страны и ради всего мира», — сказал мэр г. Валья Марио Пулья.
Операция в Сирии останется в истории как пример беззаветного мужества российских воинов. Правда, имена многих героев мы узнаем не скоро, даже приказы об их награждении проходят под грифом «совершенно секретно».
Так было и прошлой весной, когда 16 сотрудников Сил специальных операций почти двое суток сдерживали натиск 300 боевиков под Алеппо. Вели бой в полном окружении и вышли к своим без потерь.
Силы специальных операций — одно из самых засекреченных подразделений Министерства обороны. Государственные награды бойцам Владимир Путин вручил лично.
А этот октябрьский бой в провинции Идлиб наверняка войдет в учебники по тактике. Боевики внезапно атаковали, окружили наблюдательный пункт российской военной полиции и держали его под плотным огнем. Отряд ССО прорвал окружение и отбил многократно превосходящие силы противника. Операция завершилась без потерь.
Наши военные в Сирии не только укрепили славу российского оружия, но и доказали, что наша армия — одна из сильнейших в мире.
«Сегодняшнее поколение защитников Отечества предано служит Родине и своему народу. Наши солдаты и офицеры достойно выполняют воинский долг, несут трудную службу. Свою готовность решать сложнейшие задачи наши военнослужащие продемонстрировали и в Сирии: действуют смело, решительно и мужественно. Помогли Сирийской армии разгромить крупные, хорошо оснащенные террористические группировки. Сегодня хочу вновь поблагодарить всех, кто участвовал в этой сложнейшей операции, в реальных боевых условиях доказал свое воинское мастерство, проявил героизм, стойкость, отвагу», — сказал Владимир Путин.
Уникальные кадры — экипаж российского военного транспортника Ан-72 ведет самолет в сирийском небе. Под крылом — Латакия. Через минуту заход на посадку на базу Хмеймим. За необычное расположение двигателей на верхней части крыла самолет называют «чебурашкой». Его задача — доставка лекарств, гуманитарной помощи, эвакуация больных. На борту даже вооружения толком нет. При обстрелах летчики резко маневрируют, уходя от огня.
- Такое ощущение бывает, что мы телепаты — еще не успел подумать, а кто-то уже сделал то, что надо было сделать. Это слетанность экипажа, — говорит командир экипажа Ан-72.
У профессора Военно-медицинской академии Вадима Арсентьева самая что ни на есть мирная специальность — детский доктор. Указом президента он награжден Орденом Мужества. 5 декабря 2016 года в полевом госпитале Минобороны в Алеппо ждали большую группу маленьких пациентов. Помогать медсестре Надежде Дураченко добровольно вызвалась Галина Михайлова. Обе погибли при обстреле боевиков.
«Первые несколько дней мне не говорили, а потом я узнал. Сами понимаете, женщины погибли, а мужчина остался жить, это неправильно», — переживает заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии Вадим Арсентьев.
Тяжелые ранения получил и Вадим Геннадьевич. Пришлось заново учиться ходить. Он говорит, главное — что под обстрел не попали сирийские дети.
Никто из них не пострадал. Удар боевиков приняли на себя российские врачи. На вопрос, вернулся бы снова в воюющую страну, Вадим Арсентьев, семь лет отслуживший на Дальнем Востоке корабельным врачом, отвечает, не раздумывая: «Поехал бы. У нас в дивизии не было принято отказываться в море идти, кого-то вместо себя подставлять. Такого не было».
Не привык прятаться за спинами товарищей и старший лейтенант Виталий Мороз. Он в одиночку разминировал мощный фугас, установленный боевиками в Пальмире. У сапера был выбор — уничтожить взрывное устройство на месте, но тогда бы пострадали исторические памятники, или рискнуть и вывезти его на безопасное расстояние. Виталий выбрал второе.
«Я раньше за границей никогда не был и не выдел такую красоту. Нам дали полчаса, чтобы мы могли оглядеться, чтобы бойцы потом не отвлекались. Это реально очень красиво, и почему в работе шли на риск — хотелось все это сохранить, понимаешь важность и значимость всего этого», — рассказывает старший лейтенант командир группы инженерной разведки разминирования Международного противоминного центра Виталий Мороз.
У сапера подразделения Росгвардии Ивана выбора не было. Граната, которую преступники выбросили из машины во двор многоэтажки, не взорвалась лишь чудом. Механизм заклинило на морозе. Даже дотрагиваться до нее было смертельно опасно. Миллиметр за миллиметром он начал выкручивать взрыватель. Иван вспоминает: «В защитной экипировке подошел к гранате, посмотрел на нее, простился с родственниками, попросил у всех прощения и сделал свою работу».
Наверняка и курсант Артем Лихачев писал в школе сочинение о том, что «у каждого в жизни есть место подвигу». Случайно оказавшись на пожаре, увидел, что огонь заблокировал семью на пятом этаже. Пулей он поднялся в квартиру этажом ниже, а затем без страховки, на руках перебрался на верхний балкон и спас двоих детей.
«Дым валил, и не скажу, что нечем было дышать, но затруднено дыхание и как бы видимость уменьшалась. Любой человек, который правильно воспитан и есть у него моральные устои и принципы, сделал бы то же самое», — говорит курсант Воронежской Военно-воздушной академии Артем Лихачев.
Полковник Серик Султангабиев воевал в горячих точках, а Звезду Героя получил в мирное время. Три года назад во время плановых учений он накрыл собой гранату, которая случайно выпала из рук одного из бойцов. Бронежилет выдержал, но каску пробило насквозь. 13 операций.
«Не думаю, что я такой герой там. Я уверен, что на моем месте любой командир бы принял такое решение. Не я один такой. Можно было и убежать, и шаг в сторону сделать, но это было бы не по-офицерски; в Российской армии всегда было и есть понятие чести офицера», — говорит Герой России Серик Султангабиев.
Общая черта всех героев — героями себя не считать. Весь мир восхищается российскими воинами, их готовностью к самопожертвованию, их беспримерным мужеством и доблестью. Несгибаемый характер российского офицера — это, наверное, и есть наше главное и самое мощное оружие.