«В этой истории сочетаются и романтика, и нуар, и советский декаданс». Почему нельзя пропустить сериал «Доктор Преображенский»
О чем фильм
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Лучшие сериалы Первого про врачей1966 год. Москва. Профессор Лев Преображенский руководит отделением челюстно-лицевой хирургии и мечтает открыть первый в СССР Институт красоты. Его молодой коллега, скандалист и модник Игорь Зорин, надеется вырваться за границу, где талантливого пластического хирурга ждут не только свобода, но и деньги. Ради своей мечты Преображенский идет на сделку с КГБ — доктору разрешают открыть Экспериментальное отделение, гарантией существования которого становится помощь Комитету. Среди тайных операций и подтяжка для всесоюзной кинодивы, и радикальное изменение внешности зарубежного революционера… Преображенского и Зорина связывают и личные отношения. Профессор надеется отправить за рубеж свою сестру, которая во время эвакуации получила страшные ожоги на лице, и может рассчитывать на пластическую операцию только на Западе. Зорин, рвущийся из СССР, кажется ему идеальным кандидатом в мужья Зоси. Сам же молодой врач идет на компромисс с Преображенским ради получения заветного одобрения на выезд от КГБ.
режиссер
Мы совершенно влюбились в эту историю, потому что в ней сочетается и романтика, и нуар (то, что мы любим), и советский декаданс. С одной стороны, история мелодраматическая, с другой стороны, в ней есть опасности и даже элементы детектива...
Львова не случайно упоминает про любимый ею и ее напарником, вторым режиссером сериала и мужем Сергеем Тарамаевым нуар. Несмотря на то, что действие происходит в любимые телевезионщиками 1960-е, это далеко не яркая «Оттепель» и не солнечные «Тонкие материи» или «Магомаев».
Нашими референсами стали отчасти фильм «Конформист» Бертолуччи и картина «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Бертолуччи влиял на нас с точки зрения изображения. А «Девять дней одного года» Михаила Ромма больше касалась внутренней начинки — теплоты и человечности. За визуальное решение надо сказать огромное спасибо нашему оператору-постановщику Василию Григолюнасу.
Реального прототипа у доктора Преображенского из сериала нет. Однако Институт красоты на Новом Арбате действительно был открыт в 1967 году, а практику там вел яркий пластический хирург Александр Шмелев, известный тем, что оперировал многих звезд кино.
О команде
Для семейной и творческой пары Любови Львовой и Сергея Тарамаева «Доктор Преображенский» — третья совместная работа после артхаусных драм «Зимний путь» и «Метаморфозис». Сценарий написали Ирина Пивоварова («Время первых», «Обратная сторона Луны 2», «Склифософский») и Вячеслав Дурненков («Школа», «Доктор Рихтер»).
исполнительница одной из ролей
Сергей и Любовь работали с нами очень подробно, скрупулезно, подолгу разбирая образы. Я всегда «цепляюсь» за режиссеров, которые включены в тебя во время съемок, в которых нет ни доли безразличия. Очень интересно наблюдать за тем, как Тарамаевы работают вдвоем, у них сложился великолепный тандем. Работать с близкими — не самое популярное решение, поскольку очень часто люди, наоборот, стремятся разделить работу и личную жизнь.
Сергей Тарамаев (справа) на съемках
Кастинг шел непросто. Исполнителя главной роли искали около трех месяцев и в итоге остановились на Денисе Шведове, для которого доктор Преображенский — выход из знакомого амплуа. Актер известен по ролям брутальных мужчин, сотрудников органов или бандитов, вспомнить хотя бы «Майор», «Мажор» и «Налет». Хотя врача Шведов тоже успел сыграть: в «Бывших» его герой — психолог. Режиссеры работали с артистом в «Метаморфозисе» и увидели в нем сочетание необходимых Преображенскому качеств.
Когда прочитал сценарий, удивился: ну, какой из меня профессор? Это же возрастная роль — моему герою «под пятьдесят». К тому же на экране я обычно стреляю и убиваю, а тут надо спасать жизни людей. Только спустя время я начал понимать, как мне это играть.
Со вторым главным героем, антагонистом профессора Игорем Зориным, создателям тоже пришлось нелегко. Сыгравший его Петр Скворцов («Ученик», «Содержанки») очень избирательно относится к проектам, и уговорить его на пробы Львовой и Тарамаеву удалось лишь по старому знакомству — актер участвовал в другом их проекте, будучи еще подростком.
Петя Скворцов играет у нас дерзкого молодого хирурга, модника, этакого Мика Джаггера. Петя возник буквально за недели две до начала съемок. Он на самом деле не очень любит сериалы. Нам кажется, что этот дуэт Скворцова и Шведова — большая победа.
Медицинский коллектив Преображенского и Зорина дополняют, как называют их сами режиссеры, «травмированные мужчины»: анестезиолог Кац, который бросил своего ребенка (Владимир Мишуков), хирург Левонян с зависимостью от обезболивающих (Амбарцум Кабанян), врач Семченко, страдающий алкоголизмом (Алексей Маслодудов).
Слева направо: Амбарцум Кабанян, Владимир Мишуков и Денис Шведов
Не менее яркой вышла и женская часть каста. Сестру Преображенского сыграла Мария Андреева («Духless», «Палач», «Джульбарс»), пациентку и возлюбленную — Агния Дитковските («ЖАRА», «Дело чести»). В роли матери Зорина, как и в «Ученике», Юлия Ауг («Овсянки», «Интимные места», «Екатерина»), а влюбленную в него девушку Наташу сыграла Софья Лебедева («А зори здесь тихие…», «Последний министр»).
О съемках
Съемки проходили в Москве и Московской области. В качестве основной локации был выбран город Зеленоград, так как там сохранилось множество фактурных образцов советской архитектуры. А вот клинику профессора Преображенского — суперпередовую для 1966 года — пришлось оборудовать в павильонах (как и квартиры героев).
В сериале много времени уделено самим операциям, которые старались снимать максимально правдоподобно, для чего на съемках присутствовали консультанты — практикующие врачи. В некоторых сценах на крупных планах в кадре именно их руки, а не руки актеров. Интересно, что современные медики также открыли для себя много нового благодаря проекту, ведь аппаратуру и инструменты, которые использовали в 1960-е, многие из них видели лишь во время обучения или вовсе никогда.
На съемках у нас был консультант — пластический хирург Андрей Жуманов. Мы придумывали вместе с ним, как нам показать ту или иную операцию, чтобы это было не слишком физиологично, но давало нужные нам эмоции. Благодаря ему мы узнали, как на самом деле трудно вырабатывалась эта практика в СССР.
Очень точно воспроизводили и костюмы той поры. Для главных героев художники по костюмам шили наряды из тканей, максимально близких образцам нужной эпохи. А для массовки подбирали одежду 1960-х годов на специальных складах. Кстати, когда одна из актрис массовки получила плащ «унисекс», она увидела на подкладке надпись «Смоктуновский». Оказывается, в этом плаще в свое время снимался великий актер!
Режиссер:
Сергей Тарамаев, Любовь Львова
Сценарий:
Ирина Пивоварова при участии Вячеслава Дурненкова
В ролях:
Денис Шведов (Преображенский), Петр Скворцов (Зорин), Мария Андреева (Зося), Ирина Савакова (Люся), Агния Дитковските (Марина), Агриппина Стеклова (Галина Ефимовна), Владимир Мишуков (Кац), Амбарцум Кабанян (Левонян), Павел Чинарев (Гена), Юлия Ауг (мать Зорина), Екатерина Волкова (Марьянова), Софья Лебедева (Наташа), Дмитрий Богдан (Сергей Сергеевич), Владимир Стержаков (Вепрев), Михаил Евланов (Вадим), Анфиса Черных (Вера), Данил Воробьев (Олег), Алексей Нестеренко (Гватемалец), Александр Усердин (Митин), Артем Цуканов (следователь)
Оператор:
Василий Григолюнас
Композитор:
Сергей Харченко
Производство:
COSMOS Studio, Россия, 2020