Остроумная Анна Пармас
«Давай разведемся!» — формально режиссерский дебют Анны Пармас. Но назвать ее дебютанткой тяжело. С творчеством постановщицы знакомы миллионы людей — именно она сняла ставшие уже культовыми клипы группировки «Ленинград» «Экспонат», «Экстаз» и «В Питере — пить». Начинала она на съемках «Осторожно, модерн!», а затем писала сценарии к «Кококо» и «Истории одного назначения» вместе с Авдотьей Смирновой.
Своим любимым жанром Пармас называет комедию, а самой увлекательной темой — жизнь женщин среднего возраста. Сочетанием этих двух любимых вещей режиссер и занялась в «Давай разведемся!»: главная героиня Маша, работающая на трех работах, чтобы прокормить семью, узнает, что муж ей изменяет с фитнес-инструктором, и бросает все силы на то, чтобы сохранить брак.
Я и не думала быть певцом женской души и женских проблем — вовсе нет. Я даже не задумывалась об этом, но выяснилось, что это то, что я знаю и в чем разбираюсь лучше всего. Благодаря этому открытию я вышла и на тему своего дебютного фильма.
Расставание как комедия
Расставание — частая тема для романтических комедий. Но Пармас задумала не традиционный ромком, а исключительно веселый фильм о том, что женщине не обязательно фиксироваться на мужчине, чтобы быть счастливой. Первоначальное название фильма «Просто светят звезды» было позаимствовано из песни Сергея Шнурова. Песня в итоге звучит в финале фильма, от которого, по словам Пармас, «должно возникнуть ощущение, что все "как-нибудь да будет"».
Я давно хотела снять комедию про развод, чтобы показать все не так страшно. <…> Красивая мечта разрушилась и каждый винил в этом другого. Обычное дело. Никто не виноват и все виноваты. Только мне почему-то сразу стало понятно, что эта история не должна быть рассказана как трагедия, драма, или даже мелодрама. Конечно, это должна быть комедия. Для меня этот жанр единственный, который помогает преодолеть невыносимую тоску о несостоявшемся счастье.
«Давай разведемся!» — драмеди, мне импонирует, что о такой серьезной теме мы говорим в таком жанре, с юмором и иронией. Это хорошо. Это терапия. Насмешить людей очень сложно, природа юмора у всех разная, а у русских людей она особенная. Анна Пармас создает юмор и ситуативный, и текстовой. Держать их вместе очень сложно, потому что получается несколько наотмашь. И для меня задача состояла в том, чтобы независимо от комизма ситуации, играть живого человека. Надеюсь, получилось.
Искрометная Анна Михалкова
Получилось у Анны Михалковой блестяще. Как и в недавнем одноименном сериале, ее Маша — обычная женщина, которая тащит на себе хозяйство, детей и мужа, забывая при этом о себе. Это сочетание стойкости и силы с романтичностью и даже некоторой наивностью особенно удается актрисе.
На счету Михалковой десятки ролей (от «Сибирского цирюльника» до «Изображая жертву», от царицы в «Годунове» до «Обычной женщины») и множество наград (три «Золотых орла», «Ника» и награда «Кинотавра» за лучшую женскую роль). Коллеги же в один голос утверждают, что работать с ней — настоящее счастье.
Я пока не встретила другой русской актрисы, которая бы так невероятно тонко и точно играла смешное. Она не просто играет, она существует — она это смешное чувствует. Она даже драму умеет так сыграть, что люди, глядя на нее, улыбаются. Я ее очень люблю и очень уважаю как артистку. Другой такой, кто умеет это делать, я не знаю.
Целая галерея колоритных мужчин
Женский замысел, режиссуру и исполнение оттеняют очень яркие мужские образы: главные роли сыграли Антон Филипенко, Федор Лавров и Максим Лагашкин.
Филипенко — открытие Анны Пармас. В усатом мужике, который изменяет главной героине с фитнес-тренером, тяжело узнать красавчика Стаса из клипа «Экстаз». Для фильма актер набрал больше 10 кг веса, отрастил усы и немного «состарился» при помощи грима — ведь с Анной Михалковой у них более 10 лет разницы в возрасте.
Антон совершил актерский и человеческий подвиг — он жрал постоянно, не переставая что-то точил. Но и по профессии он тоже очень крепко отработал, ведь его персонаж Миша — это совершенно не Антон, от себя он отталкиваться вообще не мог, поэтому он произвел все необходимые наблюдения. Он этот характер увидел, закрепил, почувствовал и сделал совершенно другого человека.
Какой он, мой герой? Конечно, положительный. Ты должен оправдывать своего героя в любой ситуации. А там уже зритель решает — принимать его или нет. Я когда читал сценарий, хохотал, всегда держал в голове чувство юмора Анны Пармас, она умеет тонко и очень смешно про жизненные ситуации рассказывать.
Федор Лавров и Максим Лагашкин, в отличие от Филипенко, попали на съемки без проб. Причем, Лавров и Михалкова уже в третий раз играют неравнодушных друг другу людей: они были царем и царицей в «Годунове» и семейной парой в альманахе «Про любовь». Лагашкин играет друга Миши, ушедшего из семьи мужа.
Вадим — деловой предприниматель. Такие сплошь и рядом. Знаете, есть такие бизнесмены, которые семечки продают, а пафоса, как будто нефтью торгуют. А с другой стороны, может человек себя так подбадривает. Вот есть у него мечта — расти, бурильные установки купить, а сам с виноградной лозой ходит и на дачных участках колодцы роет. Но он шоумен, который знает, как привлечь внимание, чтобы получить работу.
Здесь я играю майора полиции, который встречается на пути главной героини и помогает ей. Он в ней почуял родственную душу. Знаете, так бывает — симпатия возникает.
Признание профессионалов и неожиданный конец
«Давай разведемся!» очень удачно показал себя на фестивалях: получил награды «Кинотавра» за лучший дебют и лучший сценарий, а также был номинирован на главный приз; был признан лучшим на фестивале «Балтийские дебюты».
«Сеанс»
«Давай разведемся!» удачно выступает на нейтральной территории — там, где пару лет назад собирала овации «Аритмия» Хлебникова и Мещаниновой (за нее отвечали те же продюсеры — Сергей Сельянов и Наталья Дрозд).
Критики разошлись во мнениях относительно фильма. Большинство положительно оценивают дебют Пармас за легкость, юмор и отсутствие клише. Однако многим как раз понятных для ромкома поворотов и не хватило: основные претензии к фильму вызвала концовка, не характерная для подобных картин.
Режиссер-постановщик:
Анна Пармас
Авторы сценария:
Анна Пармас, Мария Шульгина, Елизавета Тихонова
Оператор-постановщик:
Леван Капанадзе
Художник-постановщик:
Анна Козлова
Художник по костюмам:
Валерия Дергачева
Монтаж:
Юлия Баталова
Звукорежиссер:
Лев Ежов
Вторые режиссеры:
Анна Шевцова, Софья Князева
Продюсеры:
Сергей Сельянов, Наталья Дрозд-Макан, Константин Эрнст
Исполнительные продюсеры:
Наталья Смирнова и Сергей Касатов
Композитор:
Игорь Вдовин
В ролях:
Анна Михалкова, Антон Филипенко, Светлана Камынина, Максим Лагашкин, Федор Лавров, Надежда Маркина, Анна Рыцарева, Сергей Рост, Дарья Румянцева, Майя Скородумова, Матвей Бурмистров, Ольга Альбанова, Татьяна Малькова, Алексей Ведерников, Виталий Даушев, Людмила Князева
Производство:
Кинокомпания СТВ при поддержке Министерства Культуры, Россия, 2019