Сериал «Григорий Р.»: все, что осталось за кадром
О чем фильм
Зимой 1917 года по указу Временного правительства создается госкомиссия по расследованию убийства Григория Распутина. Следователь Генрих Николаевич Свиттен пытается не просто раскрыть преступление, но и понять, кем же на самом деле был «старец». После многочисленных допросов у него сформировались несколько версий: от предположения о том, что Распутин был немецким шпионом, до версии о романе с императрицей. Ни одна из них не вызывает у следователя доверия. Свиттен знакомится с убийцей Распутина, Феликсом Юсуповым, который окончательно убеждает его в том, что старец обладал «сверхъестественной силой», которую «можно встретить лишь раз в сотни лет».
Герои сериала и их реальные прототипы
Григорий Распутин — Владимир Машков
Машков: «О Григории Ефимовиче написано огромное количество книг, сохранились подлинные документы, свидетельства очевидцев. Я провел много времени в архивах Юсуповского дворца, где мне очень помогли научные сотрудники музея.
Хотел почувствовать отношение людей к Распутину. Не официально, а по-человечески. Это было важно для меня как актера».
Феликс Юсупов — Владимир Кошевой
Кошевой: «Мне не раз говорили, что я похож на Юсупова. Когда была съемка в Юсуповском дворце, где был убит Григорий Распутин, ко мне подходили прекрасные служительницы и тихонько говорили хорошие, теплые слова, что все правильно, интересно. Как важны для артиста добрые отзывы!
Все-таки не столь важно, похож или не похож артист на исторического персонажа. Создать цельный образ, добиться нужного результата можно только совместными усилиями с режиссером и оператором, с художниками по гриму и костюмам».
Фрейлина Анна Вырубова — Екатерина Климова
Климова: «Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне — таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август».
Императрица Александра Федоровна — Ингеборга Дапкунайте
Дапкунайте: «Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну (впервые — в фильме "Потерянный принц" 2003 года. — прим. ред.). Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой — другие».
Супруга Юсупова княгиня Ирэн — Паулина Андреева
Андреева: «Съемки фильма проходили в Юсуповском дворце в Питере — моем родном городе. Мало того, что я жила дома, так еще оказалась в исторических местах, куда ходила в школе на экскурсии».
Как проходили съемки
О подборе натуры и декораций
В основном съемки проходили в Санкт-Петербурге — там было задействовано более 20 объектов. Дворцовые интерьеры снимались в Елагином дворце, Царском селе, доме-музее Державина. Натурные съемки проходили в Летнем саду, Тифлисском переулке, на канале Грибоедова и Фонтанке.
Владимир Светозаров, художник-постановщик: «Улиц, где можно снимать, все меньше и меньше. Теперь все покрашено желтой краской, все первые этажи в решетках, ни одного метра, где бы не было железных дверей, кодовых замков, шавермы, асфальта, знаков, жалюзи и офисов. Это вызывает ужасные сложности. Хорошо сохранились разве что Менделеевская линия и улицы у Никольского собора, где теперь снимают много исторического кино».
Сцены сибирской жизни Распутина снимали в Великом Новгороде. Первоначально было принято решение использовать реальную башню Свято-Юрьева мужского монастыря, находившуюся на реставрации, но незадолго до начала работы съемки запретили, опасаясь, что они нарушат покой послушников.
После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, который сейчас относится к архитектурным памятникам и не является действующим. Вокруг каменной стены обители художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник.
Владимир Светозаров: «Там существует "экскурсионная" деревня, куда свезены с окраин новгородских областей старинные домики — Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы". Они выстроены в музейном порядке, там нет дворов, жизни, живности, стогов сена, деревенского быта. Видна экскурсионность, и чтобы это побороть, многое в ней достраивали: двор Распутина, двор старосты, улицу, заборы. К этому строительству была привлечена мощная бригада, которая работала на "Метро", "Царе", "Орде", "Обитаемом острове". 15 человек за трое суток создали "мир Распутина"».
В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не захотел расставаться со своим домашним скотом. Естественно, животные помучили съемочную группу: свиньи отказывались вовремя заходить в сарай, разбегавшихся кур была вынуждена ловить вся съемочная группа, а гусям невозможно было объяснить, что в кадре нужно стоять не полторы минуты, а час.
Зимой съемочная группа вернулась в Санкт-Петербург для съемок убийства Распутина. Снимали там, где оно реально и произошло, — в Юсуповском дворце на Мойке.
В финальных кадрах утопления в проруби в роли Распутина выступил не Владимир Машков и даже не каскадер, а загримированный манекен. Для того чтобы его изготовить, с лица Машкова специально снимали слепки.
О трюках и каскадерах
В фильме много эпизодов, где требовалось участие каскадеров-профессионалов. Один из них — сцена, где Распутин и послушник Денис (актер Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.
Олег Корытин, постановщик трюков: «Для падения Дениса, которого дублировал Сергей Трепесов, было закуплено 600 картонных коробок, которые расставили для страховки каскадера на земле. Еле впихнули в "Газель". В Новгороде такого количества коробок не было, что-то привозили из Питера».
Владимир Машков, по свидетельствам членов съемочной группы, был максимально вовлечен в создание образа Распутина, в том числе готов был сниматься во многих сценах без помощи каскадеров.
Олег Корытин: «Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьезные трюковые сцены. Первая — когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, рукой махнул и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы. Машков — рисковый человек, идет на обострение, чтобы добиться правдивости».
В этой сцене участвовали пять коней, все они более десяти лет работают в кино. Однако несмотря на то, что животные привыкли к выстрелам, огню и другим атрибутам съемок, с абсолютной точностью предсказать их действия не могут даже опытные каскадеры.
Олег Корытин: «Вторая сцена — убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры».
О костюмах и гриме
Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам: «Мы долго обсуждали костюмы вместе с Ингеборгой Дапкунайте и с Екатериной Климовой. Единственное, о чем попросила Дапкунайте, чтобы ее императрица была одета в белое. Платья для монарших особ шили из батиста и тонкого льна. Такую материю для нарядов императрицы и фрейлин я искала по разным блошиным рынкам Европы. Над обувью пришлось потрудиться. У императрицы выступали косточки на ступнях, поэтому она носила туфли с широким носком и ввела эту моду во дворце. Для Ингеборги шили туфли на заказ, а Екатерина Климова носит в кадре настоящую обувь позапрошлого века. Шляпки для фильма сделала известная в Петербурге шляпных дел мастерица».
Татьяна Патрахальцева: «Французские кружева изготовлены по историческим образцам. В Англии заказали жесткие воротнички, купили несколько цилиндров, канотье — все это делают там по технологиям того времени».
Татьяна Патрахальцева: «У героя Машкова много косовороток, также мы нашли несколько антикварных вещей — пиджак и пальто, в которых он снимается».
Екатерина Климова: «У нас был серьезный подготовительный период. Важно, что все костюмы отшивались. Они сделаны качественно по старинным лекалам, правдоподобные, и это помогает в работе».
Евгения Малинковская, художник по гриму: «Для картины сделано пять париков, порядка 150 бород и около 300 усов».
Евгения Малинковская: «Грим императрицы и фрейлин занимал всего пару минут — достаточно было легкого слоя пудры. Царские особы гордились белым цветом кожи, поэтому мы просили актрис не загорать».
Гордость гримеров — внешний вид актрисы Марии Бурляевой, которая исполняет роль Хионии Гусевой. По сюжету девушка пережила каторгу, где заразилась сифилисом, и во всех своих бедах винит Распутина. Для создания характерных язв гримеры делали актрисе специальные силиконовые накладки на нос, щеки и лоб, а во время съемок операторы затемняли одну часть лица и высветляли другую.
Евгения Малинковская: «С Владимиром Машковым мы долго искали грим, подготовку начали еще до Нового года, а к финальному варианту пришли к середине февраля. Пробовали всяческие бороды, гуще или реже, экспериментировали с волосами, делали накладки. Для Распутина мы придумали "эксклюзивную" бороду, мое ноухау. Это не наклеенная на тюли борода, а волосы, которые мы по одному вживляем в кожу. С ней актер может мыться, его даже можно за нее таскать — не отклеится».
Режиссер:
Андрей Малюков
Сценарий:
Илья Тилькин, Эдуард Володарский
В ролях:
Владимир Машков (Григорий Распутин), Андрей Смоляков (Свиттен), Екатерина Климова (Вырубова), Ингеборга Дапкунайте (Александра Федоровна), Никита Ефремов, Владимир Кошевой (Юсупов), Таисия Вилкова (Матрeна), Борис Каморзин (Свистунов), Сергей Угрюмов (Керенский), Валерий Дегтярь (Николай Второй)
Операторы:
Алексей Федоров R.G.C. при участии Владимира Климова R.G.C.
Композитор:
Иван Бурляев при участии Максима Кошеварова
Производство:
МАРС МЕДИА ЭНТЕРТЕЙНМЕНТ, РОСМЕДИА ПРОДАКШН, 2014