Где и когда происходит действие
История разведчиков Лени Филатова, Алексея Бобрикова и Григория Калтыгина началась в первые месяцы войны. «Зеленые» выпускники разведшколы за два сезона «Диверсанта» успели стать первоклассными профессионалами и сработаться настолько, что эту троицу тяжело представить в каком-то другом составе. В 2007 году зрители попрощались с героями сериала «Диверсант. Конец войны», когда тех уже после окончания военных действий перебрасывали на очередную операцию в Латинскую Америку.
Третья часть эпопеи снималась спустя 15 лет и не стала хронологическим продолжением сюжета. Персонажей ждет боевое задание в Крыму, буквально спустя несколько дней после захвата Севастополя немецкими войсками летом 1942 года. Героям поручено ликвидировать капитана первого ранга Александрова, ответственного за сдачу одного из рубежей обороны города. В ходе операции Филатову и Бобрикову приходит помощь из совершенно неожиданных источников, они попадают в немецкий плен и выясняют подробности личной жизни Калтыгина.
режиссер
Очень важно было сказать о том, о чем по сути у нас никогда не говорилось: о том, что на самом деле было при сдаче Севастополя. Это всегда умалчивали и называли героической обороной Севастополя, а по сути это была абсолютно позорная сдача. Бегство высшего командования и огромное количество брошенных солдат и офицеров среднего звена, когда из 100-тысячной группировки за неделю при массированном наступлении немцев уцелело 3 тыс. человек. Немцы не ожидали такого количества пленных и раненых, они даже не знали, что с ними делать. <...> Мы об этом говорим вскользь, сюжет наш не в этом, но есть какие-то вещи, о которых рано или поздно наш зритель должен узнать.
Что стало с героем Владислава Галкина
Григорий Калтыгин — старший наставник героев Кирилла Плетнева и Алексея Бардукова. Именно к нему они поступают на обучение после разведшколы, а впоследствии именно с ним выходят на самые важные задания. Сыгравший Калтыгина Владислав Галкин получил за роль две премии «Золотой орел», зрительскую любовь и признание критиков. В 2010 году Галкин умер от острой сердечной недостаточности в возрасте всего 38 лет.
Перед создателями новых серий стояла непростая задача — одновременно задействовать Калтыгина для развития сюжета и избежать его нахождения в кадре. Герой Галкина играл ключевую роль в жизни Филатова и Бобрикова, и было решено полностью не отказываться от персонажа. В итоге было принято изящное решение, результаты которого зрители увидят в первой же серии фильма «Диверсант. Крым».
Кто работал над новыми сериями
Первый сезон «Диверсанта» снял режиссер «Мы из будущего», «Грозовых ворот» и «Григория Р.» Андрей Малюков, вторую часть — Игорь Зайцев, которого зрители знают по сериалам «Каникулы строгого режима», «Есенин», «Великая», фильму «Тобол». За новые серии фильма взялся Дмитрий Иосифов, прославившийся как актер в фильме «Приключения Буратино». В сознательном возрасте продолжил актерскую карьеру, а с середины 2000-х снимает кино сам, среди его работ ретро-сериал «Уходящая натура».
Я старался сказать этой картиной, и хотел, чтобы это звучало с экрана, что война — это удивительное зло, что война не бывает красивой, это всегда омерзительно. И это поднимает в человеке самые худшие качества. Конечно, есть место подвигу, каким-то пронзительным взлетам человеческого духа. Но этого гораздо меньше, а зла гораздо больше.
В главных ролях по-прежнему Кирилл Плетнев («Безопасность», «Поп», «Без меня») и Алексей Бардуков («Метро», серия детективов о майоре Черкасове, «Однажды в Ростове»), которым в 40 и 35 лет нужно сыграть молодых парней.
Я соскучился по своему персонажу, и, хотя после «Диверсанта» было еще несколько военных ролей, я соскучился именно по Лене Филатову, и, в первую очередь, по работе с Кириллом Плетневым. Хотелось окунуться в эту историю еще раз, вспомнить, как это было прекрасно.
Конечно, я чувствую ностальгию, это проект жизни, ведь меня по нему узнают. <...> Я сам как человек изменился и могу сказать честно, что не играл 22-летнего. Это невозможно, похудей ты хоть на 100 кг. Я пытался ко всем событиям третьего «Диверсанта» относиться с точки зрения себя зрелого, 40-летнего.
Появятся и новые герои. Новый напарник Филатова и Бобрикова из числа партизан — Сеня Король в исполнении Александра Обласова («Мажор», «Ланцет», «Коридор бессмертия»). Режиссер считает, что таким актера еще не видели — роль позволила Обласову показать и драматический, и комический потенциал, а над одесским говором он работал отдельно.
Начинаются военные действия, и мой партизанский отряд забрасывают по заданию на место. В итоге Сеня становится проводником Филатова и Бобрикова. Он одессит и для того, чтобы мой персонаж говорил с одесским акцентом, я пересматривал выступления Жванецкого, пытался уловить особые интонации и звучание. У него драматически складывается судьба, в фильме мы узнаем о трагических событиях в его жизни, и, конечно, все это накладывает на него отпечаток.
Еще одну помощницу разведчиков, работающую в немецком порту под прикрытием Маргариту Шмидт по прозвищу Дитрих, сыграла Дарья Жовнер. Дебют актрисы в кино состоялся в фильме Кантемира Балагова «Теснота», удостоенном наград «Кинотавра» и Каннского кинофестиваля.
На роль капитана Александрова, которая была прописана в сценарии пунктирно, создатели хотели пригласить артиста, который придал бы ей объем, несмотря на малое количество экранного времени. В итоге его сыграл Сергей Колтаков, уже работавший с режиссером в проектах «Уходящая натура», «Екатерина» и «Лето волков».
Персонаж, которого я играю, – реальный человек, друг Колчака, принявший советскую власть. Он занимался созданием глубинных мин. Я больше всего боялся, что будет штормить на корабле, но мы благополучно этого избежали.
Что будет в сюжете помимо войны
Стрельба, погони, массовые атаки и экшн-сцен с участием каскадеров и техники — все эти элементы военного фильма присутствуют в новом «Диверсанте». Но общее настроение по задумке авторов должно отличаться от предыдущих частей. В новой истории Бобрикова и Филатова будет меньше юмора, присущей первой части, а акцент от приключений будет смещен в сторону драмы и психологизма.
На мой взгляд, и первый, и второй сезон были больше жанровыми, больше уходили в сторону приключенческого жанра, а здесь — мое восприятие войны, мне это близко и по-прежнему больно. Здесь мы уходим от жанра боевика и экшна в сторону психологизма, человеческой драмы на войне.
Особую роль играют и любовные линии героев. В новых сериях романтический интерес впервые появится не у Филатова, а у Бобрикова. Не уйдет от переживаний и герой Александра Обласова: история взаимоотношений его персонажа и военного фельдшера в исполнении Дарьи Румянцевой — настоящая трагедия.
Визуально новый сезон также будет отличаться от предыдущих. На проекте работал талантливый оператор Никита Рождественский («28 панфиловцев»), который предложил совершенно другое изображение, больше напоминающее современное европейское кино о войне.
Дарья Румянцева
Как воссоздавали эпоху
Несмотря на то, что история третьего «Диверсанта» уже не основана на книгах Анатолия Азольского, а сюжет — это полностью фантазийная история, помещены события сериала в реальный исторический контекст, который с особой тщательностью был создан усилиями множества специалистов: костюмеров, гримеров, реквизиторов.
Военная картина – это вообще всегда сложно: массовые сцены, взрывы, оружие. Это был непростой и одновременно красивый проект, но сложно было как технически, так и физически. И сама тема войны очень эмоциональная. Съемки проходили в лесах, горах, мы всей группой лазили по скалам, и таких сцен было немало. Бои, стрельбу, погоню снимали на камнях, перепрыгивая со скалы на скалу. Помимо этого, были интересные съемки на корабле — немецком заправщике, который сохранился со времен войны. Там было тесно, несколько лестниц, по которым туда-сюда бегала вся группа, и было непросто развернуться, снять стрельбу.
Съемки проходили в Крыму за исключением единственной трюковой сцены, которую снимали в павильоне в Москве (герой Алексея Бардукова при прыжке с парашютом зацепился за дерево и повис над пропастью на скале). Всем актерам, особенно тем, кто снимался в военных фильмах впервые, пришлось научиться обращаться с оружием. Но главным вызовом для них был немецкий язык: действие происходит на оккупированной территории, и это главное средство общения. Никто из тех, кому по сценарию достались реплики на немецком, не учил его раньше, многие просто заучивали целые абзацы текста. Но немецкие актеры, работавшие на площадке, утверждали, что прекрасно понимают российских партнеров.
Мой герой, Ганс Герхард Банзен, прекрасно о владеет любыми видами оружия, знает русский – то есть он настоящий немецкий диверсант и неординарная личность, точно выполняет порученную миссию. Я немецкий язык не знаю совсем – в школе учил французский, потом у меня был опыт съемок на французских проектах, арабских. А тут было огромное количество немецкого текста – 70% от роли, поэтому главная сложность была в том, чтобы зазубрить текст, для меня это была некая победа над собой. Каждый день я занимался с педагогом, учил по 8 часов текста, но в итоге немцы сказали, что меня отлично понимали, и все получилось. Правда, еще сказали, что у меня чувствовался французский акцент.
Артем Алексеев
Художник по костюмам Владимир Корецкий — единственный член съемочной группы кроме Плетнева и Бордукова, кто работает уже над третьим сезоном «Диверсанта». На его плечи легла основная нагрузка по превращению артистов в немецких, советских и румынских солдат того времени. По признанию режиссера, он не удивится критике в неправдоподобности костюмов, так как многое из того, что появится в кадре зрители не видели ни в одном советском или российском фильме до этого.
У нас в картине будет впервые показана южная немецкая форма, которая была задействована у Вермахта в Африке. Такой формы было огромное количество в Одессе и в Крыму. Об этом свидетельствуют архивные фотографии. Немецкие военные ходили в форме песочного цвета с голубыми рубашками. Также впервые появится рабочая одежда немецкого военно-морского флота и медицинские и госпитальные костюмы. Все это шилось специально для фильма.
В кадре появятся также специфическая форма румынских военных, которые составляли значительный процент контингента в Крыму, панамы-«афганки», входившие в комплекты южных подразделений РККА, женская форма, характерная полосатая одежда медсестер, которую раньше боялись снимать, так как она давала рябь на экране. Всю эту одежду, как для главных персонажей, так и для массовки в условиях жестких ограничений по времени приходилось ежедневно готовить практически с нуля.
Мы снимали в ноябре–декабре, съемки начинались очень рано, погода нас не жаловала. Был короткий световой день, а объем материала мы за день должны были снять приличный. Костюмеры зачастую выезжали в два ночи, чтобы начать съемки в 4-5 утра. В съемочные дни, когда мы снимали бой на Севастопольском рубеже, было огромное количество массовки. А после съемок надо было привести костюмы в нормальный вид — почистить, постирать. А это «тонны одежды», и завтра новый съемочный день. Я им глубоко благодарен за их самоотверженность.
Наличие на площадке специалистов по технике, каскадеров и исторических консультантов не исключило полностью форс-мажор. Режиссер вспоминает, как прямо перед съемкой сцены, в которой должны были столкнуться автомобиль и мотоцикл, у обоих машин отказали двигатели, и съемочной группе пришлось пользоваться законами природы: толкать машину со склона и снимать практически неуправляемый автомобиль. Наблюдать за этим было страшно даже у монитора, признается Дмитрий Иосифов.
Режиссер:
Дмитрий Иосифов
Сценарий:
Андрей Житков, Николай Попов, Дмитрий Иосифов
В ролях:
Кирилл Плетнев (Алексей Бобриков), Алексей Бардуков (Леонид Филатов), Сергей Колтаков (Иван Андреевич Александров), Дарья Жовнер (Марго Шмидт), Александр Обласов (Сеня Король), Артем Алексеев (Ганс Герхард Банзен), Мартенс Дирк (Шеффер), Ангелина Стречина (Лиза Шмидт), Эльдар Калимулин (Вадик Луховицкий), Джошуа Гротхе (Вильке), Марина Вейс (Фрау Альтман), Дарья Румянцева (фельдшер Лида), Кристиан Мокк (Мартин фон Биссинг), Софья Кускова (радистка Зоя), Александр Бухаров (Константин Палыч Лажечников), Адриан Цвикер (Юнгханс), Юрий Уткин (доктор Краузе), Андрей Фомин (комиссар Седых)
Оператор:
Никита Рождественский
Композитор:
Артем Васильев
Производство:
ООО «Кинокомпания «Дивера Фильм»» по заказу АО «Первый Канал», Россия, 2020