Яна Ларина, Виктория Беликова
Говоря об успехе дилогии и причинах, сделавших ее культовой, нельзя не отметить главного героя — Данилу Багрова в исполнении Сергея Бодрова — младшего. Персонаж, представляющий собой простого русского парня, борца за справедливость, полюбился зрителю, стал героем своей эпохи и примером для подражания для многих молодых людей.
Максим Семеляк
Суть «Брата» — постоянный выход из одной зоны дискомфорта и попадание в другую, еще менее терпимую. И на этих перегонах мы ему нужны не меньше, чем он нам. Забудем на мгновение про прицельную стрельбу от живота веером и несговорчивую браваду. Вслушаемся в другое его высказывание, которое традиционно терялось в грохоте выстрелов и пении «Би-2». Это его высказывание, как пел другой герой нулевых, последний крик русской души. Ай нид хелп.
Михаил Брашинский
Сиквел по определению повторяет старую формулу и не собирается рисковать. Два главных риска из «Брата» ушли. Ушла живая среда — питерские проходняки, Сенной рынок — точно угаданная фактура нового времени. Осталась одна история — честная, прямая и неновая, как и ее герой. Ушла «безнравственность», весь смак первого «Брата», который парадоксально совмещал в себе комсомольскую искренность и киллерский зомбизм. Осталась духовность — православные ценности, «Сила не в деньгах, а в правде», насилие не потому, что легко, как зубы почистить, а потому, что несправедливость в мире — и надо бороться.
Василий Степанов
Балабанов с Сельяновым, хотели они того или нет, пригласили своего зрителя не в кино, а на сеанс психоанализа: «Брат 2» разом вываливает на постсоветского гражданина все его комплексы, чаяния и травмы. Он словно бы проговаривает за него все, что тот хотел сказать, но не говорил (потому ли, что оказался лишен собственного голоса в 1990-е, или по какой-то другой, менее ясной причине).
Ярослав Забалуев
«Мне вообще кажется, что это кино про достоинство», — такими словами описывал суть балабановской дилогии сам Бодров. Разумеется, болевым центром, зрительским магнитом (ряд синонимов можно продолжать бесконечно) этой истории был именно герой и исполнитель главной роли, разделить которых уже давным-давно невозможно. Об отношении к Даниле Багрову до сих пор кипят горячие споры. То ли фашист, то ли богатырь, то ли и вовсе пришелец, забывший, на кой-черт он прибыл в Россию переходного периода.
Юрий Сапрыкин
Популярность фильма легко измерить по количеству крылатых фраз, и оба «Брата» по этому показателю недалеко отстают от фильмов Рязанова или Гайдая — но про цитаты из «Брата» не получается сказать, что они ушли в народ, скорее они из народа пришли. Балабанов не только нашел точные детали одежды и интерьера, он как будто составил сценарий из мельчайших кубиков коллективного бессознательного.
Антон Долин
Жесткий, четкий, лихой, откровенный, наивный, поэтичный, музыкальный, не содержащий ни одного лишнего кадра или слова. С потрясающей актерской работой, своей органикой и энергией выходящей далеко за пределы понятия «актерская работа», — как у де Ниро в «Таксисте» или Юппер в «Пианистке». Идеально отвечающий определению «шедевр».
БРАТ
Режиссер и автор сценария:
Алексей Балабанов
Продюсер:
Сергей Сельянов
В ролях:
Сергей Бодров мл., Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Мария Милютина, Юрий Кузнецов, Сергей Мурзин, Ирина Ракшина, Анатолий Журавлев, Андрей Федорцов, Андрей Краско
Оператор:
Сергей Астахов
Композитор:
Вячеслав Бутусов
Производство:
Кинокомпания «СТВ», Россия, 1997
БРАТ 2
Режиссер и автор сценария:
Алексей Балабанов
Продюсер:
Сергей Сельянов
В ролях:
Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова, Кирилл Пирогов, Александр Дьяченко, Дарья Лесникова, Гэри Хьюстон, Рэй Толер, Лиза Джеффри
Оператор:
Сергей Астахов
Композитор:
Вячеслав Бутусов
Производство:
Кинокомпания «СТВ», Россия-США, 2000