Сравнить полный метр, книги и сериал
«Тобол» — большой мультиплатформенный проект, включающий в себя два романа Алексея Иванова, полнометражный фильм, восьмисерийный сериал, фильм о фильме, нон-фикшн о съемках и масштабные декорации, созданные в Тобольске и ставшие музеем под открытым небом. Каждый из этих элементов описывает историю покорения Сибири, строительства и развития ее петровской столицы Тобольска и личные переживания героев, как реальных исторических личностей, так и вымышленных персонажей.
Два тома книги — «Много званых» и «Мало избранных» — вышли в 2017 и 2018 годах, в 2019 состоялась премьера фильма, который был представлен в нескольких номинациях премии «Золотой орел» и признан лучшим в двух из них: «Лучшая работа по костюмам» и «Лучшая работа по гриму и пластическим эффектам».
Взаимоотношения с литературным первоисточником изначально были непростыми — Иванов и продюсеры экранизации не сошлись по многим вопросам. Но для зрителя это никак нельзя считать минусом. Напротив, появляется дополнительный интерес в сравнении разных интерпретаций материала. Детективы о Шерлоке Холмсе — самые экранизируемые книги в мире, и у Артура Конан Дойля наверняка возникли бы вопросы к современным режиссерам и сценаристам, работающим по его материалу. Но это не делает новые сериалы о флегматичном сыщике менее интересными, скорее наоборот.
Оценить новые сюжетные линии и до конца разобраться в уже знакомых
Полнометражный фильм многим показался сбивчивым, за сюжетом было тяжело уследить из-за обилия деталей и множества переплетающихся сюжетных линий. Многосерийный формат отчасти решает эту проблему — сценарий изначально писался именно на восемь эпизодов, что в четыре раза больше экранного времени фильма.
«Независимая газета»
Невооруженным глазом видно, что фильм попросту смонтировали из сериала, причем нарезали материал весьма грубо. Времена года сменяют друг друга за секунду — хотя это ж Сибирь, снег тут не сходит — от одной предельно драматической сцены авторы перескакивают к другой, особо не задумываясь ни о взаимоотношениях героев, ни о зрителе, которому впору запутаться во всех этих тайнах дворцовых переворотов, междоусобных войн и внешнеполитических интригах.
Кроме того, создателям удалось рассказать в сериале истории, не вошедшие в картину из-за ограниченного хронометража. Так, появится линия о непростых взаимоотношениях православной церкви и местного языческого населения, детальнее будет проработан сюжет о геополитических амбициях России, ее связях с Китаем и причинах похода против джунгар, добавится еще одна любовная линия, объединяющая героев «с противоположных сторон баррикад».
Я очень рад, что наконец выходит сериал, потому что в прокрустово ложе прокатного фильма эту громадину, которую написал Иванов, конечно, не всунуть и все, что мы наснимали. Многих линий в фильме просто нет и они в сериале появятся. Это будет действительно объемное такое 3D-зрелище.
Познакомиться с новыми героями
В расширенной сериальной версии гораздо больше времени уделено историям Матвея Гагарина, Семена Ремезова и Ивана Бухгольца — реальным историческим персонажам в исполнении Евгения Дятлова, Дмитрия Назарова и Александра Лазарева младшего.
Мой герой — князь Матвей Петрович Гагарин. Мы только примерно можем представлять масштаб этой личности. Гагарин взял на себя устройство Сибири, стал самостоятельно улучшать ее жизнь. У них с Ремезовым сложился прекрасный тандем, где Ремезов был генератор идей, а Гагарин эти идеи поддерживал.
На роль Ремезова я согласился сразу, очень люблю исторический жанр. Фильм «Тобол» повествует о высоких победах, о таланте, о больших возможностях России преодолевать и совершать. Семен Ремезов — настоящий герой в Тобольске, его все очень любят, рассказывают легенды о нем.
Появляются и герои, которых в фильме «Тобол» не было вовсе. Одна из ключевых ролей у китайской актрисы и певицы Ян Гэ, которую зрители Первого помнят не только по сериалу «Зорге», фильмам «Притяжение» и «Норвег», но и по участию в шоу «Голос». Ее героиня, хантыйка Айкони, влюбляется в шведского пленного в исполнения австрийского актера Вольфганга Черни («Т-34», «Собибор») и из-за него оказывается втянута в военную интригу.
Важный персонаж — бухарский купец ходжа Касым в исполнении участника «Квартета И» Камиля Ларина («День радио», «День выборов», «О чем говорят мужчины»). Он неотъемлемая часть финансовых хитросплетений, окружающих наместника Петра I в столице Сибири.
Сам Петр тоже присутствует на экране (Дмитрий Дюжев), вместе с Екатериной I (Екатерина Гусева) и Александром Меншиковым (Павел Майков). Линии вымышленных персонажей Ильи Маланина, Павла Табакова, Андрея Бурковского, Агаты Муцениеце и других артистов также сохранены и расширены в многосерийной версии.
Для меня это были первые масштабные съемки: и по количеству человек в кадре, и по историческому контексту. Петр Ремезов, которого я играю, — характерная роль. Молодой парень совершает первый мужской поступок — вопреки воле отца добровольцем записывается в солдаты петровской армии. И потом остается верен себе и тем принципам, на которых воспитан.
Очень хотелось стать частью такого масштабного проекта. Для меня как для актера роль в «Тоболе» — это вызов. Я играю шведского пленного солдата Йохана Рената, соответственно, пришлось поработать над акцентом и над драматической линией противоречивого героя.
После того как меня утвердили на эту роль, я стала сильно интересоваться той эпохой: как выглядели женщины того времени, что одевали, чем жили. Во время съемок моя героиня Бригитта захватила меня полностью. Это потрясающий по размаху и содержанию исторический проект.
Восьмисерийный формат также позволил блеснуть на экране сибирским артистам: в телеверсии задействованы актеры Тюменского драмтеатра Николай Аузин, Константин Антипин, Александр и Кристина Тихоновы, Сергей Белозерских, Алексей Иноземцев, Сергей Осинцев сыграл роль обер-коменданта Тобольска Карпа Изотовича Бибикова.
Увидеть не вошедшие в полный метр батальные сцены
Размах съемок — один из поводов для гордости создателей «Тобола». Уже упоминавшиеся декорации города XVIII века стали одними из самых масштабных в истории российского кино, а трюки ставились и исполнялись специалистами мирового уровня. Тем не менее, не весь отснятый материал вошел в полный метр, и зрители сериала смогут оценить старания съемочной группы по достоинству — батальных сцен обещают больше, а яркого экшна не меньше, чем в киноленте.
исполнитель роли офицера Ивана Демарина
Когда шли съемки сражений, меня накрывало ощущение, что это происходит в реальности. Это все сложно передать, но я после съемок фильма острее начал понимать цену жизни.
режиссер
Если говорить об идеологии нашего фильма, важно сказать простую и понятную сегодняшним зрителям вещь: «Россия не хочет войны ни с кем и до последней возможности будет пытаться удержать мир. Но если враг поднимет топор войны, страна вынуждена будет ответить, чтобы защититься». Враги уважают только сильную Россию.
Режиссер:
Игорь Зайцев
Автор идеи:
Олег Урушев
Cценарий:
Александр Пермяков при участии Игоря Зайцева, Петра Зеленова
В ролях:
Дмитрий Назаров (Ремезов), Дмитрий Дюжев (Петр I), Евгений Дятлов (Гагарин), Александр Лазарев-мл. (Бухгольц), Агата Муцениеце (Бригитта), Илья Маланин (Демарин), Андрей Бурковский (Йохан Ренат), Юлия Макарова (Маша), Павел Табаков (Петька), Еркебулан Дайыров (Онхудай), Айдос Бектемир (Церен Дондоб), Илья Антоненко (Ожаровский), Даулет Абдыгапаров (Бату), Филипп Рейхардт (Цимс), Камиль Ларин (ходжа Касым), Сергей Степанченко (Чередов), Ольга Васильева (Ефимия Митрофановна), Николай Аузин (Кузьмичев), Екатерина Гусева (Екатерина I), Павел Майков (Меншиков), Ксения Орлова (Епифания), Игорь Зайцев (Нестеров), Ян Гэ (Айкони), Иван Колесников (Семен Ремезов), Владимир Афанасьев (Чонг), Михаил Евланов (Ерофей), Евгений Мундум (Филофей)
Оператор:
Юрий Коробейников
Композитор:
Александра Магакян
Производство:
ООО «Кинокомпания «Соливс»», ООО «Продюсерский центр «Прайм»», ООО «РосТелеКино», Россия, 2020