Напряженная спортивная драма
Лучшая саблистка мира, Александра Покровская, знаменита, богата и счастлива. Чтобы войти в историю, ей остается сделать последний шаг — взять олимпийское золото. Но путь ей преграждает девятнадцатилетняя Кира Егорова, девушка из провинции, в одночасье покорившая Москву. Кира побеждает на всех соревнованиях и не сходит с обложек глянцевых журналов. Ее цель — занять место Покровской. Борьба, разразившаяся не только на турнирах, но и в жизни, заходит слишком далеко…
Фильмы на спортивную тематику — очень популярный и по-настоящему «зрительский» жанр кино. Спортивные сюжеты — накал соперничества, бьющие через край эмоции, борьба на пределах возможностей — часто нуждаются лишь в минимальной художественной обработке, чтобы лечь в основу сценария или книги. В мире такие картины традиционно становятся хитами проката, но для России удачные спортивные драмы пока редкость. Тем более, когда речь идет о таком немассовом виде спорта как фехтование.
продюсер
Фехтование — спорт необычный, со специфическими правилами, при этом не такой распространенный, как, например, футбол. <…> Далеко не каждый знаком с фехтованием, с его правилами, а повествование нужно было сделать острым, зрелищным и интересным для зрителя.
Правдоподобности спортивной составляющей было уделено много внимания и усилий. Обе исполнительницы главных ролей брали уроки фехтования, многие часы проводили в зале, чтобы научиться правильно двигаться и держать саблю. Помогла физическая подготовка и бэкграунд актрис: Стася Милославская брала уроки фехтования в школе-студии МХАТ (хотя тогда этот предмет девушке не давался — ее заставляли держать шпагу в правой руке, хотя она левша), а Светлана Ходченкова может похвастаться практически акробатическими навыками, так как занимается на пилоне. На площадке в качестве дублеров работали профессиональные спортсмены, а Милославская в рамках подготовки общалась с олимпийской чемпионкой Яной Егорян. Консультации потребовались и для «комментаторов», реплики которых звучали в кадре.
продюсер
Здесь было важно не только, чтобы они давали четкое определение тому, что видит зритель, но и чтобы это был небольшой ликбез. Этот спорт отличается своей стремительностью и не всем знакомыми правилами, даже не всегда можно сразу понять, кто кого уколол. Кроме того, эти комментарии элементарно должны были быть интересными.
Непросто было и с арендой специализированного оборудования: фехтовальные дорожки и другое снаряжение — довольно специфическая техника и обычно она занята для подготовки к профессиональным турнирам. Продюсерам пришлось постараться, чтобы скоординировать жесткие актерские графики и сроки аренды дорожек, расписанных на месяцы вперед.
Яркий конфликт в основе сюжета
Спорт играет важную роль в развитии сюжета фильма, но настоящий его двигатель — конфликт диаметрально противоположных главных героинь. Успешная, всего добившаяся и «возрастная» для фехтования Александра Покровская неожиданно на пике карьеры получает вызов от молодой, взрывной и дерзкой Киры Егоровой.
Такие дуэли не редкость, они заставляют с напряжением замирать у экранов даже тех, кто не разбирается в правилах и не следит за спортом на постоянной основе. Кроме того, нейтральному зрителю всегда интересна личная жизнь спортсменов, успешным и популярным всегда хочется подражать. А за такими «дуэлями» как Алина Загитова и Евгения Медведева, Конор МакГрегор и Хабиб Нурмагомедов, Лионель Месси и Криштиану Роналду следят миллионы по всему миру.
Спорт — это сфера, в которой постоянно сменяются лидеры. Это очень жесткий мир. Если сегодня ты чемпион, то это не значит, что на следующем соревновании не придет кто-то новый и не займет твое место на пьедестале. Наша история вымышленная, но основана на фактах, как сейчас любят писать, «по мотивам» реальных событий. Мы хотели показать двух героинь, которые благодаря ежедневным тренировкам, прикладывая титанические усилия, смогли одержать победу над соперницами и в какой-то степени над самими собой. Это должно было быть и в характерах актрис: им предстояло передать боль и упертость, нежелание свернуть с выбранного пути.
Выдающиеся актеры в главных ролях
Подобрать актрис, которые практически вдвоем удерживали бы внимание зрителя два часа, было непросто. В роли Александры Покровской режиссер Эдуард Бордуков еще на стадии работы над сценарием видел Светлану Ходченкову. Ее героиня сдержанная, холодная, аристократичная, воплощает классическую систему подготовки и традиционный стиль фехтования. Как в спорте, так и в жизни она придерживается тонкого расчета, для нее важно играть по правилам.
Моя героиня Александра — именитая и опытная спортсменка, абсолютно утвердившаяся в жизни и достигшая профессиональных высот. Это состоявшаяся, зрелая, сильная духом и телом женщина, абсолютно независимая.
Ходченкова — одна из самых востребованных российских актрис. С момента своего дебюта у Станислава Говорухина в драме «Благословите женщину» в 2005 году она снимается в нескольких проектах ежегодно, на ее счету как успешные блокбастеры («Викинг» и «Метро»), так и авторские фильмы («Довлатов», «Конец прекрасной эпохи», «Блокбастер»), и популярные сериалы («Мурка», «Мата Хари», «Казанова»).
На роль молодой соперницы Покровской не было заранее утвержденной актрисы. Пробы шли долго, и ключевым для принятия решения была сыгранность исполнительниц двух главных ролей. В пользу Стаси Милославской сыграло еще и то обстоятельство, что она уже успела поработать с Еленой Гликман, Михаилом Дегтярем и Эдуардом Бордуковым на фильме «Коробка», который был ее дебютом в кино. Зрители Первого помнят актрису по сериалу «Красные браслеты», а в числе последних ее проектов: «Один вдох» с Викторией Исакововй, «Бык» с Юрием Борисовым и «Обычная женщина» с Надеждой Михалковой.
Ее героине Кире, в отличие от Покровской, плевать на правила, систему и авторитеты. Ее сила в природном даровании, отсутствии страха и молодости.
Кира чем-то похожа на меня, потому что я такая же упертая, с характером, и тоже иногда бываю неприятной, если меня обижают. В этом наше сходство. Она свое возьмет, для нее нет никаких преград. Этим она меня и привлекла. Она такая дворовая девчонка. Мне было интересно такую сыграть.
Тренирует обеих героинь один специалист — Гаврилов в исполнении Сергея Пускепалиса. Лауреат Берлинского кинофестиваля (за фильм «Как я провел этим летом») не только активно снимается сам («Частица вселенной», «А у нас во дворе», «Простые вещи», «Битва за Севастополь»), но и ставит спектакли, а с прошлого года даже руководит Ярославским театром драмы им. Волкова.
При создании образа Гаврилова режиссер и сценаристы старались отойти от стереотипов советской тренерской школы и сделать героя противоречивым персонажем. Для него спортсменки, которых он называет «обезьянками», — фигуры в шахматной партии, выиграть которую может он один.
В спортсменках он видит свою какую-то, скажем, ответственность перед жизнью, свое воплощение и реализацию. Через них он хочет доказать что-то миру, человечеству, себе. Гаврилов напоминает персонажа из пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, который создает Галатею, совершенно не интересующую его как человек, как живое существо. Интересны только ее достижения. Так же и тренер Гаврилов: он делает из девочек чемпионок. И ради этого он готов на все.
Режиссер и продюсер — бывшие спортсмены
Режиссер Эдуард Бордуков и продюсер Михаил Дегтярь не впервые работают вместе. Вместе с еще одним продюсером «На острие» Еленой Гликман они в 2015 году сняли фильм «Коробка», за которую Бордуков был номинирован на премию «Ника» в номинации «Открытие года».
Оба киношника в прошлом — профессиональные спортсмены. Бордуков — мастер спорта международного класса, занимался легкой атлетикой, а несколько лет назад начал писать сценарии и снимать фильмы на спортивную тематику. Дегтярь — мастер спорта СССР по фехтованию на саблях, именно от него пришла идея сделать главных героинь саблистками. Свой путь в кино он начал в 2014 году документальным фильмом «Деген» о легендарном советском танкисте.
Эдуард — замечательный спортсмен в прошлом и талантливый молодой режиссер со свежим взглядом в настоящем. Ему чрезвычайно интересны и спорт, и люди, которые им занимаются. В своем кино он всегда выводит на первый план человеческие отношения и спорт лишь фон, на котором эти отношения развиваются.
Режиссер:
Эдуард Бордуков
В ролях:
Светлана Ходченкова, Стася Милославская, Сергей Пускепалис, Алексей Барабаш, Кирилл Дегтярь, Евгений Сытый, Софья Эрнст, Хильда Кармен, а также Мария Киселева и Павел Колобков
Авторы сценария:
Эдуард Бордуков, Александр Егоров, Михаил Какуберия, Антон Шеенсон, Анна Соболевская, Игорь Гордашник
Оператор:
Михаил Милашин
Художник:
Денис Исаев
Композиторы:
Дмитрий Емельянов, Олег Белов
Продюсеры:
Елена Гликман, Михаил Дегтярь
Исполнительный продюсер:
Ирина Медведева
Креативный продюсер:
Анна Гудкова
Производство:
Кинокомпания «Телесто», Россия, 2020