«По законам военного времени»: почему нельзя пропустить сериал
О чем фильм
Лето 1941 года. Фашисты подступают к Киеву. Обстановка в городе накаляется с каждым днем, что добавляет работы военным юристам и следователям военной прокуратуры. Для улучшения работы подразделения прибывший из Москвы заместитель генпрокурора Николай Мирский создает специальный отдел, в который входят опытный следователь Иван Рокотов и молодой юрист Светлана Елагина. Они приступают к расследованию особо важных дел, как в самом Киеве, так и на передовой, где укрепляются связи местной преступности с немецкими диверсантами. Отношения Рокотова и Елагиной, которые сначала с трудом терпят друг друга из-за разницы в происхождении и характере, со временем перерастают в бурный роман.
Максим Мехеда, режиссер-постановщик: «Эта картина не только о войне — сквозной линией легла серьезная любовная история. Это была необычная работа для меня. Приходилось совмещать детективный и военный жанры, и следовать историческим аспектам».
О команде
Режиссера Максима Мехеду зрители Первого канала помнят по остросюжетной мелодраме «Забудь и вспомни», а всего на его счету около десяти сериалов, среди которых «При загадочных обстоятельствах», «Кривое зеркало души», «Порох и дробь». Сценарная группа — Евгений Гориславец, Дмитрий Лысенко и Василий Попов — работали вместе над несколькими проектами, в том числе над вторым сезоном сериала «Нюхач».
В главной роли зрители увидят новое для себя лицо: Ивана Рокотова, который борется с преступностью в предвоенном Киеве, сыграл Евгений Воловенко. Роль Рокотова для него фактически первая главная в карьере. До этого он играл в многочисленных сериалах и телефильмах, среди которых «Купидон» с Максимом Виторганом и Анной Банщиковой, «Только ты» с Агнией Дитковските, «Чужая жизнь».
Евгений Воловенко: «Мне сразу понравилась эта история. Когда читал сценарий, складывалось ощущение, что читаю интересную и захватывающую книгу. Не могу сказать, насколько я похож на своего персонажа Рокотова, никогда не пытался проводить параллели. Но другие во мне его видят. По-моему, у моего героя много общего с моим братом. Видимо не зря я, готовясь к съемкам, наблюдал за братом и старался перенять его манеру поведения».
Евгения утверждали на роль дольше других актеров: режиссер просмотрел множество кандидатов, но решение о том, кто сыграет главного персонажа было принято в последний момент. Костюмерам, которые начали шить заранее, пришлось ушивать созданные под других актеров костюмы. Кроме того, Воловенко заметно похудел во время съемок, из-за чего его костюмы пришлось ушить на несколько размеров.
Партнершей Евгения Воловенко по площадке стала Екатерина Климова («Волчье солнце», «Однажды в Ростове», «Григорий Р.», «Синдром дракона»), которую режиссер утвердил без проб.
Екатерина Климова: «Это одновременно детективная и военная история, поэтому в первое время мне пришлось нелегко. Нужно было понять мою героиню. По сюжету смелой Светлане нужно разыскивать не только городских преступников, но и выезжать на линию фронта, где идут боевые действия. Но в Елагиной, несмотря на всю ее строгость и бойкость, все равно остаются обычные человеческие чувства. И она их не стесняется проявлять. Мне, как актрисе, больше всего нравится играть именно такие моменты, так как они понятны и знакомы каждому. При всей положительности моей героини я стараюсь сделать ее очень живой, временами даже наивной, по-детски смешной. Словом, наделить ее человеческими качествами. Но на меня Светлана не похожа — играть себя мне было бы неинтересно».
Еще один актер, утвержденный на роль без проб, — Александр Панкратов-Черный («Перед рассветом», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы из джаза», «Остров ненужных людей»), сыгравший личного шофера Рокотова Федоренко, который помогает ему в распутывании преступлений и берет под крыло молодого следователя Светлану Елагину.
Александр Панкратов-Черный: «Хорошая роль, интересный характер такого народного мужичка Федоренко. Она не комедийная, а трагедийная. Есть, что играть. Меня это и привлекло в сценарии. У моего героя во время войны погибает жена, дочка. Он это очень близко к сердцу принимает и живет с этой болью и потерей. До войны мой герой был таксистом, он был мобилизован на войну вместе с автомобилем. Болтун, каких поискать. Считает окружающих несмышленышами в бытовом плане, которые без него пропадут, особенно в условиях войны. Как может, опекает своего начальника Рокотова, а потом и примкнувшую к ним Елагину. Конечно, он немного иронизирует над поступками Светланы, так как не может понять, как такая молодая и красивая барышня занимается следственными мероприятиями и ловит опасных преступников. Но Федоренко делает это не со зла, да и Елагиной палец в рот не клади. Она всегда может поставить моего героя на место».
Руководителя следственной группы, в которой служат Рокотов и Елагина, сыграл Максим Дрозд, который привык к ролям оперативников и военных. Зрители Первого помнят его по сериалам «Мурка» и «Штрафник», фильму «А зори здесь тихие…». В сериале «По законам военного времени» он играет прокурора Николая Мирского, высокого начальника из Москвы, который направлен в Киев, чтобы разоблачить диверсионное подполье и раскрыть заговор внутри самой местной военной прокуратуры.
О съемках
Всего в сериале около 350 персонажей, 70 из которых — массовка. Для каждого из них были сшиты костюмы, в основном уникальные. Только на военную форму было потрачено около 200 метров ткани, хотя второстепенные герои иногда появлялись в кадре в немного доработанных костюмах своих коллег.
Валентина Головань, костюмер: «Сначала нужно было досконально изучить материалы прошлого, почитать воспоминания очевидцев, потому как у нас в картине будут костюмы, как 1935, так и 1941 года. А это разные образы, переход с одной формы в другую».
До мелочей были продуманы и детали костюмов — по оригиналам военного времени было создано более шестидесяти орденов, медалей и значков, десятки пуговиц и несколько звезд, которые специально нашивались на пилотки.
Екатерина Климова: «Военная форма мне понравилась своей лаконичностью. Но она доставляла некоторые неудобства. Мы ведь начали снимать летом, в жару. А форма-то шерстяная, плюс пилотка, кобура».
Евгений Воловенко, в отличие от Екатерины Климовой, боялся холодов больше, чем жары. Актер попросил костюмеров пошить для него специальное теплое хлопчатобумажное белье образца тех времен, поскольку современное белье, по его мнению, из-за синтетических добавок не смогло бы его согреть во время зимних съемок на натуре.
Основной массив съемок проходил в Киеве, однако в кадре не появится ни одной настоящей киевской улицы — их снимали в основном в Черновцах. Наведывалась съемочная группа также в Одессу, Львов, Бердичев и многочисленные киевские пригороды. В Порадовке и Ровжах снимали батальные сцены, там же строили окопы и землянки, полевую кухню и стойло для лошадей — настоящий военный городок.
Максим Мехеда: «В Киеве уже много современных зданий, поэтому мы приняли решение искать локации в других уголках. Улицы и дома снимали в Черновцах, в местах, которые сохранили свою историческую уникальность, так что картина будет выглядеть очень реалистично».
Режиссер:
Максим Мехеда
Сценарий:
Григорий Руденко, Сергей Косарев, Евгений Гориславец, Дмитрий Лысенко, Василий Попов
В ролях:
Екатерина Климова (Елагина), Евгений Воловенко (Рокотов), Александр Панкратов-Черный (Федоренко), Максим Дрозд (Мирский), Виктор Сарайкин (Федин), Дмитрий Суржиков (Шмелев), Александр Кобзарь (Сергеев), Андрей Саминин (Дергачев)
Оператор:
Сергей Павленко
Композитор:
Владимир Крипак
Производство:
ООО «Стар Медиа Дистрибьюшн», Россия — Украина, 2015