О чем фильм
1982 год. СССР. Участковый инспектор из Подмосковья Кирилл Нестеров начинает расследование кражи старинных картин и совершенно случайно оказывается втянут в борьбу противоборствующих ведомств — КГБ под руководством Юрия Андропова и МВД, которое возглавляет Николай Щелоков.
продюсер
Сюжет рассказывает об истории нашей с вами страны, того периода, когда Леонид Брежнев уже почти не мог по состоянию здоровья управлять страной, и в его ближайшем окружении началась борьба за власть, за то, кто следующим возглавит партию и страну. Эта часть истории в то время была, естественно, скрыта от глаз большинства. И сегодня, благодаря мемуарам, воспоминаниям мы отчасти смогли показать это время. Конечно, в фильме есть и вымышленные персонажи: люди, которые попали в жернова борьбы за власть, конфликта между двумя всесильными ведомствами КГБ и МВД… именно через их судьбы мы показываем, как все происходило.
Карьера главного героя Кирилла стремительно набирает обороты — он завоевывает доверие высокопоставленных представителей враждебных друг другу силовых структур и становится двойным агентом. В то же время страну ждут большие перемены — умирает Леонид Брежнев, генеральным секретарем становится Андропов, а Щелоков, с которым все больше сближается Кирилл, попадает в опалу.
продюсер
Молодой, красивый парень Кирилл Нестеров, лейтенант подмосковного ОВД, попадает в такую переделку, что им начинает интересоваться сам Андропов, глава Комитета государственной безопасности страны! В секунду вся жизнь переворачивается. И непонятно, в лучшую ли сторону…
Зрителей ждет череда политических интриг и личных переживаний героев. Ключевые фигуры в руководстве страны предстанут людьми со своими проблемами, страхами и надеждами.
режиссер
Не хотелось однозначности: этот плохой, а этот хороший. Хотелось оставить пространство, чтобы зритель сам сделал выводы, сам занял (а, может, и не занял) определенную позицию. Хотелось «очеловечить» жителей того, Советского Олимпа, приблизить их к нам.
В «Петле Нестерова» удивительным образом найдены правильные пропорции. История щедро приправлена драками, погонями, даже машины с моста эффектно слетали. Много интриг, ведь в период борьбы за власть без них невозможно. Но при этом история про людей, про их жизни, переживания, отношения. Даже партийные деятели, которых мы привыкли видеть по телевизору и воспринимать абсолютно картонными говорящими головами, здесь предстают живыми людьми, со своими слабостями, привычками, личными семейными отношениями.
О команде
«Петля Нестерова» — детище Ильи Казанкова, не только режиссера, но и сценариста проекта. В первую очередь он известен по фильму «Игры детей взрослого возраста».
Главного героя, Кирилла Нестерова, сыграл Кирилл Запорожский, не новичок в жанре исторической драмы — на его счету роль Егора Ковалева в эпопее «Дом с лилиями».
Кирилл — это наивный, добрый участковый из дачного поселка. Понятие чести для него — это не просто слова, это правило жизни, что редко встречается. За время сериала он меняется, потому что в его кругу появляются люди, которые занимаются преступной деятельностью, чего он предположить никак не мог, и в его сознании переворачивается все восприятие мира.
Девушек, которые непосредственно повлияли на жизнь и карьеру героя, искусствоведа Риту и генеральскую дочь Ольгу, сыграли Карина Разумовская и Оксана Акиньшина, соответственно.
Кирилла любят сразу две очень красивые женщины. Но если для одной из них любовь к нему смертельна опасна, то любовь другой — смертельно опасна уже для самого нашего героя!
Разумовскую зрители помнят по главной женской роли в криминальной драме «Мажор» с Павлом Прилучным.
Моя героиня Рита — синий чулок, искусствовед. Живет с мамой, но при этом у нее сильный характер, она упорная и очень принципиальная. Работая над ее образом, скажу честно, обратилась к «классике», к персонажу Евгении Глушенко в фильме «Влюблен по собственному желанию». Внешне, я имею в виду, — старомодная «мамина» одежда (даже при условии того, что действие картины происходит в 80-е), ободок на голове, никакой косметики. И только любовь заставит ее поменяться!
Среди главных ролей Акиньшиной — одной из самых востребованных молодых отечественных актрис — Польза в «Стилягах» Валерия Тодоровского и подруга Владимира Высоцкого Таня в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой».
Юрия Андропова сыграл Сергей Барковский (генерал Октябрьский в «Битве за Севастополь», Иоанн Кронштадский в «Григории Р.»), а его политического оппонента Николая Щелокова — Василий Бочкарев (именно его голосом говорят главные голливудские волшебники: Гэндальф из «Властелина колец» и Альбус Дамблдор в «Гарри Поттере»). Появляется на экране и Брежнев — роль Леонида Ильича досталась Валентину Смирнитскому.
Внешнее сходство (с партийными лидерами. — прим.ред.) было не главным критерием. Нужно было, чтобы артист был того же внешнего типажа, что и герой, но доминировало мастерство, и желание принимать участие в этой истории. Желание творить вместе с авторами, придумывать и, не побоюсь этого слова, «гореть».
Основная сложность была в том, чтобы создать образ очень похожий на тот, который остался в памяти у наших граждан, а это было непросто, поскольку мы с ним не очень похожи ни характером, ни внешностью. Я импульсивный, а он был достаточно спокойный человек. Он был выше ростом меня и всех его окружающих людей почти на голову, как видно было по сохранившимся фотографиям и видеозаписям. На съемках странно было бы ходить на высоких каблуках, чтобы возвышаться над окружающими, поэтому мы пытались создать скорее образ человека, который смотрит на всех сверху вниз, нежели точно соответствовать внешнему виду Андропова. Сложности еще заключались в том, что у Андропова был странно высокий голос, для такого мощного вида человека — в этом было какое-то несоответствие. И здесь мне необходимо было найти свою органику в том, чтобы второй человек в стране, после Брежнева, а потом и первый, для многих такой страшный и зловещий, говорил таким высоким, почти детским голосом.
Ирина Пегова и Дмитрий Шевченко играют Зиминых, семейную пару, которая также примет непосредственное участие в судьбе главного героя.
Сложность ситуации моей героини заключается в том, что она, будучи женой «комитетчика», должна быть чуть ли не сильнее его духом, так как нет ничего более сложного, чем ждать, быть терпеливой и все понимающей. А терпеть, понимать и принимать при такой работе супруга приходится немало, не каждая жена это может вынести…
Этот с виду сонный и усталый человек на самом деле постоянно находится в напряжении, как сжатая стальная пружина, в любую секунду готовый разжаться и взорваться.
«Петля Нестерова», как и любой современный детектив, не обошлась без сцен погонь и драк. Но зрителям стоит приготовиться не только к экшну, но и к нешуточным страстям, которые на высшем уровне передали выдающиеся актеры, занятые в фильме.
Самая сложная сцена для меня была, когда моя героиня Ирина просто вываливает на своего мужа шквал эмоций, которые она долгое время держала в себе, играя роль идеальной жены «КГБиста». У нее случается нервный срыв, настоящая истерика женщины, которая безумно устала, которая хочет нормальную семью, детей! И мужа видеть не два-три часа в сутки. И я так искренне стала переживать за свою героиню, поняла, насколько тяжело ей жить под вечным грифом «секретно», что абсолютно честно и со всей силы хлестала по щекам своего экранного мужа полковника Зимина, которого сыграл Дмитрий Шевченко. Надо отдать должное Дмитрию, он стоически перенес все побои и, сцена получилась очень живой и эмоциональной.
О съемках
Съемки проходили с октября 2014 по январь 2015 года. Вызовом для съемочной группы проекта стало воссоздание эпохи. Киношники часто снимают позднесоветский период в Минске, который наиболее похож на Москву 1980-х, но «Петля Нестерова» снималась в основном в Москве. Но не обошлось и без значимых исторических объектов — в кадре появятся Горки, дача Бориса Пастернака, санаторий для членов ЦК КПСС.
Съемки проходили в Москве и Московской области. Очень интересными объектами были Горки, где в соседней комнате от зала, в котором мы снимали, умер Ленин. Даже палочка его там лежала и личные вещи. Создавая быт эпохи прошлого, мы столкнулись с бытом более давнего прошлого. Немножко мистические чувства. Еще была дача Пастернака, тоже очень интересный объект, пропитанный историей и творчеством. Даже когда наш механик камеры остался ночевать в автомобиле на территории дачи, чтобы не ехать по пробкам в Москву, а потом обратно, ему провели экскурсию, подарили «Доктора Живаго», и он с гордостью его читал до конца съемок.
С особой тщательностью подходили к подбору реквизита и костюмов — несмотря на близость описываемой эпохи, найти раритетные предметы того времени оказалось очень трудно.
С производственной точки зрения снимать период конца 70-х — начала 80-х невообразимо сложно. Ведь зритель очень хорошо помнит, как все было: как одевались, как жили, что покупали в магазинах. А вот найти все это уже практически нереально! Поэтому перед художниками стояла сверхзадача.
И, надо отметить, справились они с ней выше всяких похвал! Каждый раз, когда съемочная группа заходила в новый объект, слышалось многоголосье: «Ой, у нас такой светильник был!», «Обои прям как у мамы были», «А я помню этот плед, у нас был точно такой же».
Актеры тоже не остались равнодушными к работе с предметами из юности и детства.
Самое интересное было в самом процессе работы: мне удалось покататься на «Копеечке», на старой электричке. На съемках был задействован старый поезд. Мы ездили в депо по специальному кругу, в настоящее время в этом месте тренируются машинисты и испытывают новые составы, для меня это было очень интересно! Впервые я примерил на себя милицейскую форму. Сначала это была форма обычного советского участкового, а потом по сюжету меня повысили в звании, и я носил форму личного помощника Щелокова.
Начало 80-х — это время моего детства, конечно, было приятно окунуться в эту атмосферу, время молодости моих родителей. Это ностальгия, воспоминания… Хотела еще отметить, что снимались мы в костюмах того времени и эпоха в сериале показана с легким романическим флером, поэтому, безусловно, одни позитивные эмоции!
Создатели «Петли Нестерова» о том, почему нельзя пропустить сериал
Екатерина Городецкая: «Это один из очень немногих проектов, в котором политика и детектив настолько перемешаны и сопряжены с человеческими переживаниями героев, что я, как женщина, неотрывно следила за политическими интригами, и не потому, что люблю политику, а потому что от каждого действия "наверху" зависит жизнь и судьба главного героя».
Карина Разумовская: «В целом, мне кажется, получился романтичный приключенческий сериал. Сериал про честного человека, с чистыми идеалистическими порывами. Надеюсь, это и зацепит зрителя».
Дмитрий Шевченко: «Фильм адресован думающему зрителю, интересующемуся историей, короткому промежутку истории, всего несколько месяцев, но очень важному в жизни нашей страны».
Василий Бочкарев: «Вся наша совместная работа над сериалом, вся съемочная группа под руководством режиссера Ильи Казанкова, старалась исследовать и раскрыть то время, в этом исследовании было много сопоставимого и с временем сегодняшним, что мне кажется очень естественным».
Сергей Барковский: «Я надеюсь, что сериал понравится и старшему поколению, и молодым людям, потому что в нем есть много ассоциаций и аналогий с нашим временем, и эти уроки истории, наконец, чему-нибудь нас научат, и помогут решить проблемы современные».
Режиссер:
Илья Казанков
Сценарий:
Александр Другов при участии Ильи Казанкова, Юрия Стукалина, Дмитрия Петровского, Рената Хайруллина
В ролях:
Кирилл Запорожский (Кирилл Нестеров), Карина Разумовская (Рита), Оксана Акиньшина (Ольга), Сергей Горобченко (Борис), Сергей Бурунов (Мурзин), Сергей Барковский (Андропов), Василий Бочкарёв (Щелоков), Евгения Дмитриева (Светлана Щелокова), Дмитрий Шевченко (Зимин), Ирина Пегова (Ирина Зимина), Юрий Ицков (Королев), Оксана Базилевич (Татьяна Королева), Валентин Смирнитский (Брежнев)
Оператор:
Ольга Марченко
Композитор:
Олеся Бердникова
Производство:
Продюсерский Центр «ГОРАД» и «Грин Филмс», Россия, 2015