Подбор актеров
В 1923 году Дарья Морозова рожает сына Степана и берет в роддоме оставшуюся сиротой девочку, не говоря об этом никому, даже мужу. Варвару принимают как родную дочь, но эта тайна принесет немало горя всем членам семьи.
На протяжении 30 лет Морозовы будут влюбляться, решать семейные проблемы и участвовать в жизни страны в очень тяжелый исторический период. В центре сюжета сериала четверо детей семьи Морозовых, которых судьба разведет далеко друг от друга.
режиссер и автор сценария
Это будет настоящая сага — примерно такая, какими в советское время были «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень». Столь масштабный проект не мог меня не привлечь.
Главные роли режиссер Милена Фадеева («Обнимая небо») доверила молодым актерам. Старших брата и сестру сыграли Максим Керин («Млечный путь», «Духless 2») и Алина Ланина («Кухня», «ЧС. Чрезвычайная ситуация»).
Алеша Морозов — подающий надежды молодой врач. Алена — актриса, которая стала любовницей директора театра.
Младшие дети Морозовых, Варя и Степа, не подозревая о том, что они не родные брат и сестра, влюбляются друг в друга, чем приводят в ужас всех родственников и односельчан.
Степана сыграл Юрий Борисов, исполнитель главных ролей в военной драме «Дорога на Берлин», сериалах «Выстрел» и «Молодая гвардия». Варю сыграла Арина Жаркова, для которой «Отчий берег» — первая роль в кино.
Мой герой очень много пережил. В какой-то момент Степка становится сумасшедшим, но выкарабкивается из этого. То встает на сторону дьявола, то на сторону бога, то этот ему помогает, то этот… В результате получается вот такая история человека.
В ролях второго плана появляются известные актеры. Отца главных героев, Макара Морозова, сыграл Алексей Кравченко («Иди и смотри», «Звезда», «Бригада», «Петр Лещенко. Все, что было…»). В роли директора театра Бабахина, который состоит в связи с Аленой Морозовой, — Виталий Хаев («Изображая жертву», «Переводчик», «Однажды в Ростове»).
У Виктории Толстогановой («Снежный ангел», «Палач», «Обнимая небо») эпизодическая, но очень яркая роль — королевы преступного мира Людмилы Кацер.
Я именно для Виктории припасала эту роль. Виктория — это моя любовь, эта та актриса, которая может все, у нее огромный потенциал. С ней работать — одно удовольствие. И здесь у нее — очень яркая и необычная роль. При том, что ее Людмила постоянно общается с ворами, она остается дамой изысканной, в ее речи нет слов из воровского лексикона.
Она вдова бандита и сама живет в воровском мире, но персонаж не резко отрицательный. Мне она напоминает героиню Достоевского, особу, выросшую из Настасьи Филипповны. Ей и с собой непросто, и в этом мире непросто. Она понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому нельзя просто назвать ее плохой. Мне неожиданно играть такого персонажа. Я чувствую себя в этой роли некомфортно, но мне интересно, и я очень волнуюсь, играя ее, в ней есть какое-то демоническое начало.
Режиссер требовала от актеров пермский говорок, так как действие сериала происходит на Урале. Чтобы его «поймать», Фадеева советовала больше общаться с местными жителями и с массовкой, которой режиссер осталась очень довольна.
Московская массовка и пермская очень отличаются. Настолько живые и настоящие лица у пермяков! Мы ведь отбирали людей, чтобы их лица несли оттенок той эпохи — довоенной и военной. И у меня вся массовка была как на подбор! Таких лиц я бы в Москве не нашла. В марте было очень холодно в Перми. Им пришлось нелегко, на съемочной площадке они находились по 10 часов, на морозе. Люди мерзли, но терпели. И все из любви к искусству!
Выбор локаций
Село Старая Шайтанка, в котором живет семья Морозовых, решено было снимать на Урале. Режиссер не видела исторической натуры в Москве и Подмосковье, где практически не осталось зданий 1930-х — 1940-х годов.
Действие фильма происходит в глухой уральской деревушке. Мне предлагали снимать сначала в Подмосковье, но я была категорически против. Воображение мое рисовало такую картинку: деревня на берегу реки, вокруг скалистые горы, поросшие хвойным лесом. Я искала именно такую деревню. И когда мои ассистенты прислали фотографии поселка Кусье-Александровский, я сказала: именно эти места я и видела в своем воображении. Когда мы приехали на место, у меня даже дыхание перехватило, настолько все соответствовало моим представлениям. Даже дом, в котором живут главные герои, оказался именно там, где я и поместила в своем сценарии — на окраине поселка. Это волшебство какое-то!
Дом, который так понравился режиссеру, был выставлен на продажу. Съемочная группа построила на участке настоящее крестьянское хозяйство: пристройки, амбар, сарай, забор.
Город, в который уезжают устраивать жизнь дети Морозовых, снимали в Перми, Кунгуре, Горнозаводске. В Кунгуре снимали также и немецкий концлагерь. Машины и технику того времени — «эмку», «полуторку» и «БМВ» — съемочная группа привезла в Пермский край из Москвы. Несколькими экспонатами поделился Пермский автомобильный музей «Ретро-Гараж».
Батальные сцены
Героям предстоит пережить немало испытаний. Всех членов семьи так или иначе затронула Великая Отечественная война: Степан попадет не только на фронт, но и в плен, а потом и в ГУЛАГ, его старший брат Алеша станет фронтовым хирургом.
Войну проходят все члены семьи, кроме Аленки, которая хорошо устроилась в театре у Бабахина. А война в моей истории не кукольный театр.
Съемкам батальных сцен уделялось большое внимание. В качестве локации было выбрано подмосковное Алабино, где проходят репетиции Парада Победы. Некоторые сцены снимались с воздуха с использованием квадрокоптеров.
Как для любого режиссера, а для женщины вдвойне, мне было сложнее всего снимать батальные сцены. Мы снимали танковый бой, рукопашный — и это было непросто! Снимали мы зимой, люди лежали в -20 градусов на снегу, на промерзшей земле, все черные от земли и копоти, а кругом гремели взрывы, полыхал огонь… У нас в такой мороз по полтора часа техника не заводилась…
Костюмы
Непросто пришлось и костюмерам проекта — иногда костюмы приходилось менять прямо на ходу, так как локации и интерьеры вынуждали выбирать другой цвет, стиль или детали одежды. Но больше всего им пришлось поработать с массовкой, которую так высоко оценила режиссер картины.
художник по костюмам
У художников по костюмам есть такая поговорка: легко одеть главных героев, а ты попробуй, одень массовку! Именно эти люди делают своим появлением картинку колоритной, создают настроение, эпоху. Кое-что взяли из собственных запасов, что-то нашли на блошиных рынках. Для пошива ищутся еще и ткани той поры — существуют целые рынки старых тканей советских времен.
Но не все вещи, появляющиеся в кадре, принадлежат военной и предвоенной эпохам. Некоторые современные элементы костюмов специально «старились», чтобы получить поношенный, использованный вид.
Для съемок сцен в ГУЛАГе были закуплены новые телогрейки, после чего их старательно вываривали с хлоркой, пачкали краской и рвали — одним словом, фактурили, для того, чтобы в кадре они выглядели правдоподобно и колоритно.
Режиссер и автор сценария:
Милена Фадеева
В ролях:
Юрий Борисов (Степка), Арина Жаркова (Варвара), Максим Керин (Алеша), Алина Ланина (Аленка), Алексей Кравченко (Макар), Светлана Колпакова (Дарья), Мария Смольникова (Лиля), Виталий Хаев (Бабахин), Сергей Сосновский (дед Лукьян), Мария Кузнецова (баба Дуня), Сергей Перегудов (Игнат), Владислав Ветров (Дубасов), Виктория Толстоганова (Людмила Кацер), Леонид Громов (Григорий Грушин)
Оператор:
Радик Аскаров R.G.C.
Композитор:
Иван Урюпин
Производство:
STAR MEDIA, Россия, 2017