По будням, с 18 апреля после программы «Время»
О чем фильм
Многосерийный фильм «Маргарита Назарова» — мелодрама, основанная на биографии знаменитой советской дрессировщицы тигров. Пройдя через немецкий плен, презрение со стороны коллег и пережив не одну личную драму, Назарова добилась восхищения и уважения не только среди профессионалов, но и среди обычных почитателей циркового искусства.
Ольга Погодина, автор идеи фильма и исполнительница главной роли: «Мы искренне преклоняемся перед этим человеком, перед ее судьбой, перед великим искусством цирка».
Судьба Маргариты Назаровой — практически готовый сценарий. Во время войны девушка попала в плен и была интернирована в немецкий Гамбург, где работала служанкой и танцовщицей кабаре. После войны она вернулась в Латвию, где начала артистическую карьеру в театре Даугавпилса. Там же познакомилась со своим будущим мужем Константином Константиновским. Уже после свадьбы пара переехала в Москву и начала работу в цирке. Всесоюзная известность к Назаровой пришла в 1960-е, после того, как она снялась в главной роли в комедии «Полосатый рейс».
Ольга Погодина: «Идея принадлежит мне и Эдгарду [Запашному]. Мы поняли, что история жизни и судьба Маргариты Петровны Назаровой очень кинематографичны. Потому что здесь есть все: конфликты, романтизм, подлинный драматизм и, даже можно сказать, жизненная трагедия человека. И все это вкупе с невероятно красивым, экзотическим и опасным фоном цирка, работой с тиграми. Уникальная история во всех смыслах!»
О команде
За проект отвечала команда продюсеров во главе с Ольгой Погодиной и Алексеем Пимановым. Соавтор идеи проекта — всемирно известный дрессировщик, директор Большого Московского государственного цирка на Проспекте Вернадского Эдгард Запашный.
Алексей Пиманов: «Ольга Погодина уже десять лет знакома с Запашными и давно вынашивала идею снять кино о цирке и о дрессировщице тигров».
Эдгард Запашный: «Где-то восемь лет назад мы с Олей Погодиной разговаривали о том, что в российском кино не хватает интересных фильмов с участием животных, особенно хищных животных.<…> Ольга предложила сделать совместный проект про Ирину Бугримову — первую в СССР укротительницу львов. У меня на тот момент нужного количества львов не было, и я выдвинул встречное предложение — снять фильм про Маргариту Назарову».
Режиссером фильма стал Константин Максимов, создатель фильма «Запрещенная реальность».
Константин Максимов: «Когда я встретился с Ольгой Погодиной и Алексеем Пимановым, я был очень заинтригован и заинтересован участием в этой картине. Такой фильм — большая редкость! Все актеры и вся съемочная группа горели этой захватывающей историей. Ведь это цирк, 1950-80-е годы — целая эпоха. Искать, как это воплотить, как показать связь времен, понять, что происходило в самом цирке — это потрясающая работа. Скучно не было ни секунды».
Ольга Погодина, которой принадлежит идея проекта, сыграла в фильме главную роль. Впервые Погодина появилась на телеэкране как преподавательница химии в сериале «Простые истины» и с тех пор успела сняться более чем в 50 картинах. Среди ее работ: Елизавета Круглова в сериале «Отражение», Эрна в «Эшелоне», главные роли в фильмах «Легенда об Ольге» и «Прощайте, доктор Чехов!».
Ольга Погодина: «У меня было много действительно серьезных ролей в жизни — это и "Эшелон" и "Легенда об Ольге", где я Ольгу Чехову играла. Но я прекрасно понимаю, что более потрясающего образа, чем Маргарита Назарова, не будет. Потому что можно сыграть Екатерину II, отлично, там будет женщина-интриганка и так далее, но в клетку к тиграм входило в мире человек десять, не больше! В космос летало примерно столько же. И потом, это мне было по-настоящему интересно, плюс, я сама могу исполнять трюки, поэтому, превзойти этот проект будет уже невозможно. И я понимаю, что по масштабу и по грандиозности именно этого характера, по накалу страстей, уровню драмы — это предел!»
Роль мужа Маргариты Назаровой Константина Константиновского досталась Андрею Чернышову («Мама в законе», «Одинокие сердца»).
Андрей Чернышов: «История Константиновского и Назаровой — настоящая история любви талантливых, преданных своему делу людей. Они не могли жить друг без друга, несмотря на все, что происходило в их жизни — и скандалы, и какие-то увлечения. Ничто не могло оторвать их друг от друга».
Кроме того, в сериале задействованы Николай Добрынин (сериалы «Орлова и Александров», «Дом с лилиями» и «Серафима прекрасная», главная роль в фильме «Дедушка моей мечты»), Андрей Егоров («Звезда» Николая Лебедева, «Джуна», «Убойная сила», «Не отпускай меня»), а также Андрей Леонов («Папины дочки»), который сыграл своего отца Евгения Леонова.
Николай Добрынин, исполнивший в фильме роль дрессировщика Бориса Эдера: «Такие проекты бывают раз в жизни. Что касается образа Эдера Бориса Афанасьевича, это, конечно, был уникальный совершенно человек, который воспитал плеяду дрессировщиков, таких как Михаил Багдасаров, Вальтер Запашный».
Андрей Леонов: «В моей ситуации это была реконструкция съемок фильма "Полосатый рейс". В отличие от своего отца я знал, что будет, и шел на это сознательно. Конечно, страшно оказаться непосредственно рядом с тигром, тем более, который находится у тебя за спиной, но поскольку я знал, что папа, Евгений Леонов, смог это сделать, то и я преодолел это. И все прошло хорошо. Сначала я сомневался, надо ли мне повторить такой подвиг, но режиссер Константин Максимов и Ольга Погодина убедили меня, что для меня будет интересно попробовать свои силы и сыграть этот эпизод по-своему, в своей интерпретации. Я не копировал папин образ, мне было интересно воссоздать эту историю съемок того эпизода с тигром, как все это снималось, как стекло убирали».
Все трюки поставлены Аскольдом и Эдгардом Запашными, последний из которых появится и в кадре.
Эдгард Запашный: «Я видел у Ольги не только интерес, но и понимание того, что это серьезная и опасная работа. Начали мы с прихода Оли и Андрея [Чернышова] к нам на репетицию, со знакомства с животными на расстоянии через решетку. Когда актеры уже начали отличать животных между собой, когда они узнали наших тигров, особенности их характеров, только после этого мы приступили к репетициям. Но ключевым во всем этом является не только отвага самих актеров, но и послушность. Они были гибким пластилином в наших с братом руках, они безоговорочно отдавали нам себя как материал, из которого мы с братом лепили дрессировщиков. То есть они смогли нам довериться».
О съемках
Уникальность проекта состоит в том, что абсолютное большинство трюков актеры исполняли сами без помощи дублеров и не прибегая к компьютерной графике. Ольга Погодина после съемок даже была внесена в Книгу рекордов России за исполнение трюка «голова дрессировщика в пасти тигра».
Николай Добрынин: «У меня были дублеры. И когда мы заключали контракт, там было прописано, что я не имею права работать в контакте с животными, но это сразу очень бы сильно отразилось на картине. Поэтому я доверился Эдгарду Запашному. И вот я сначала на общем плане, потом на среднем, потом уже на крупном, а вот уже моя рука касается шерсти тигра, и, конечно, чувство гордости, что преодолел сам себя».
Ольга Погодина: «Мы полностью реконструировали водный манеж, который Константиновский делал для аттракциона «Водная феерия». Это был единственный в мире аттракцион, где тигры плавали в воде. Я вместе с тигрицей Шакирой сделала ровно то, что делала Маргарита Петровна в воде с тиграми. То есть на сегодняшний день мы являемся единственными, кто это повторил. Больше в мире этого никто не делал! А тигр в воде — это самое опасное, что только может быть. Потому что, тигр, когда плывет, выпускает когти, а это лезвия ножей по 10 сантиметров каждый. И если вы не дай Бог попадете под лапу, даже если он и не хочет вас тронуть, то он этими лезвиями вас зацепит, и будет жутчайшая травма. Из всех трюков, которые мы сделали, этот самый опасный».
Алексей Пиманов: «Самые большие сложности были только в одном: нужно было актеров выпускать на арену с тиграми и молиться, чтобы их не съели, вот и все. У меня такого проекта еще не было, потому что это ужас».
Помимо беспрецедентной работы с животными в фильме поражают и декорации: был построен цирк в натуральную величину на 700 посадочных мест, причем внутреннее убранство менялось в зависимости от места действия — разные декорации были для Рижского, Московского, Бакинского, Нижегородского, итальянского и Ростовского цирков. Эволюция в цирковом деле отслеживалась очень четко: в зависимости от эпохи менялись костюмы артистов, клетку сменяла защитная сетка, а простые опилки на манеже — ковролин.
Масштаб съемок также далеко выходит за рамки стандартного телевизионного проекта: в фильме — 350 персонажей, пять тысяч актеров массовки, более 150 локаций в трех странах.
Константин Максимов: «Это был большой сложный проект. Организация, планирование и подготовка оказались гораздо сложнее, чем сам съемочный процесс».
На подготовку ушло около трех лет, в ходе которых съемочная группа не только привыкала к хищникам, но и внимательно штудировала работы классиков дрессуры и консультировалась со специалистами.
Ольга Погодина: «При подготовке к этой роли я постаралась по максимуму охватить все информационное поле: что-то читала в официальных открытых источниках. Очень многое рассказывал Эдгард Запашный по воспоминаниям своего отца, Вальтера Запашного и мамы Татьяны Запашной. Еще мы общались с дрессировщиком Михаилом Багдасаровым. Использовали архивные материалы "Росгосцирка", некоторые материалы закрытые, их я даже не могу обнародовать».
Николай Добрынин: «Во время подготовки к своей роли я прочел книгу Бориса Эдера по дрессуре. Я наблюдал, как общаются Запашные и другие дрессировщики с кошками. Это особые люди, я смотрел за их движениями. Нужно было перенять их пластику. Нужно было понять, как они общаются со своими питомцами».
Благодаря серьезной подготовке съемки прошли гладко, на площадке за 70 рабочих дней не произошло ни одного чрезвычайного случая, а актеры единогласно называют сериал уникальным.
Ольга Погодина: «Большего удовольствия я никогда в жизни не испытывала. Я очень скучаю по этим съемкам, по тиграм. Я хочу, чтобы вот все остановилось и даже согласна на «день сурка». Если б можно было сейчас все обнулить и начать заново, я, не задумываясь, согласилась бы».
Режиссер: Константин Максимов
Сценарий: Валерия Байкеева
В ролях: Ольга Погодина (Маргарита Назарова), Андрей Чернышов (Константин Константиновский), Николай Добрынин (Борис Эдер), Алена Ковалева (Елизавета Туркина), Андрей Егоров (Михаил), Владимир Качан (Витас), Паоло Контичини (Отто) и др.
Оператор: Сергей Козлов
Композитор: Олег Воляндо
Производство: ООО "ОДА-Фильм" и ООО "Пиманов и партнеры", 2016