Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
«Максимальная достоверность и эмоциональность — ключевые факторы». Почему нельзя пропустить фильм «Учености плоды»
Изображение © Ленфильм, киностудия, Корнер Ворк, ООО, Студия «ВоенФильм»
15 февраля 2023
На Первом большая телевизионная премьера — военная драма о том, как сотрудники заповедника Михайловское и жители Пушкинских Гор пытались спасти наследие великого русского поэта во время оккупации. Кого считать ключевым персонажем фильма и как выбирали актеров на главные роли, а также где проходили съемки и как на атмосферу картины влияет музыка — в материале 1tv.ru.
Смотрите военную драму «Учености плоды» в субботу, 25 февраля в 20:00

В основе — реальные события

1944 год. Михайловское. Из Германии в Пушкинские Горы приезжает фрау Мария Шиллер — профессор литературы, специалист по творчеству Александра Сергеевича. Она возглавляет музей и проводит экскурсии для солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о Пушкине и вызывая явное неодобрение немецкого командования. Тем временем фронт приближается, и вскоре из Берлина приходит приказ — вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни местный умелец Сергей Трофимов, которого связывают с Марией губительные для обоих отношения. Сергей решает любой ценой спасти пушкинское достояние.

Фрау Шиллер — реальный человек, активно работавшая в Пушкиногорье во время оккупации, была осуждена на Нюрнбергском процессе. Одна из сюжетных линий в фильме — партизанская борьба, а также коллаборационизм, вынужденный или искренний. Один из персонажей, Юпатов — это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда советские войска вернулись в Пушкиногорье.

<p><br></p>Изображение © Ленфильм, киностудия, Студия «ВоенФильм», Корнер Ворк, ООО


У фильма было несколько исторических консультантов: сотрудники музея Пушкина, архивисты, в том числе историк и филолог Дарья Тимошенко, которая предоставила в распоряжение съемочной группы ранее не публиковавшиеся архивные материалы и фотографии, ставшие основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей. 

Игорь Угольников

автор сценария, режиссер, исполнитель одной из ролей

Впервые об этой истории я узнал, снимая «Женский батальон» на псковщине. Декорации были построены недалеко от Пушкинских гор. Мы заходили к Пушкину, в легендарное Михайловское. Гуляли там, говорили со старыми экскурсоводами и подпитывались энергией пушкинских мест. Однажды пожилая женщина-экскурсовод спросила: «Знаете ли вы, что было в этих местах во время оккупации?» Я со знанием дела заявил, что фашисты сожгли дом-музей и уничтожили большинство из вещей поэта. «Все было не совсем так», — ответила она…

Уникальные актерские работы

Роль местного умельца Сергея писалась специально под Сергея Безрукова. Его персонаж в фильме, по словам Игоря Угольникова, — это собирательный образ русского человека. Сергей Трофимов — человек уникальных способностей, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдет.

<p><br></p>Изображение © Ленфильм, киностудия, Студия «ВоенФильм», Корнер Ворк, ООО


Создатели картины долго искали Марию Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. Остановились в итоге на Настасье Кербенген, актрисе с бельгийскими корнями, берлинским немецким и русской театральной школой. По словам Игоря Угольникова, работа с артисткой дала ему возможность понять, «что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль».

Игорь Угольников

От наших актеров требовалась максимальная проникновенность, почти животная органика, которая позволит выстроить сюжетное развитие персонажа. От брезгливого высокомерия к истинному состраданию и страсти героини, фрау Шиллер. И от хамоватой простоты до высочайшего духовного и интеллектуального подъема героя, Сергея.

<p><br></p>Изображение © Ленфильм, киностудия, Студия «ВоенФильм», Корнер Ворк, ООО


В ролях второго плана появились не менее яркие актеры: Федор Бондарчук сыграл главу партизанского отряда, Анастасия Мельникова — жену смотрителя музея, в ролях немецких офицеров появились европейские актеры Дирк Мартенс и Михаэль Эпп. Одну из ролей, смотрителя музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов), писателя, мечтателя и очень несчастного, загнанного в угол человека, сыграл сам Игорь Угольников.

Игорь Угольников

Я уже работал с зарубежной (польской) съемочной группой на моем дебютном фильме «Казус Белли», но сейчас, на проекте «Учености плоды» работа европейских немецких актеров вновь удивила меня. И не только точностью рисунка роли, но и глубиной подхода. Странно, но мне кажется, что слова «система Станиславского» для зарубежных актеров значат не меньше, чем для отечественных.  

Откровением для меня стали питерские актеры Андрей Горбачев, Андрей Некрасов. С первой большой ролью можно поздравить совсем еще юную Настю Буткову.

Команда действительно звездная. И каждый сыграл абсолютно новую, несвойственную для себя роль. Могу сказать, что таких Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Анастасии Мельниковой, да и Игоря Угольникова вы еще не видели.

<p>Федор Бондарчук</p>Изображение © Корнер Ворк, ООО, Ленфильм, киностудия

Федор Бондарчук

«Память земли» — настоящие пушкинские места в кадре

Съемки фильма проходили именно в тех самых местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин: в селе Михайловское, поселке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, в Святогорском монастыре, у могилы поэта. Все здесь пропитано поэзией Пушкина, и кажется, что и сам он был только что где-то здесь, еще немного и мы сможем уловить звук его шагов. 

Игорь Угольников

Мы стараемся каждую картину снимать максимально достоверно. «Память земли» помогает актерам играть особенно проникновенно и правдиво, кажется, что именно они и есть участники тех событий. Так, фильм «Брестская крепость» снимался в Беларуси в самой Брестской крепости, фильм «Подольские курсанты» именно там, где удерживали свой рубеж курсанты подольских училищ в октябре 1941 года. Не стал исключением и этот мой новый проект. Максимальная достоверность и эмоциональность — ключевые факторы, которые определяют наш подход к созданию картины. 

<p>Игорь Угольников (слева) и Сергей Безруков </p>Изображение © Ленфильм, киностудия, Корнер Ворк, ООО, Студия «ВоенФильм»

Игорь Угольников (слева) и Сергей Безруков 

Музыка записана с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Сергея Скрипки. Композитор фильма — музыкант, композитор, заслуженный артист России Сергей Шустицкий.

Игорь Угольников

Музыка очень важная составляющая эмоционального восприятия картины. Сергей проделал колоссальную работу, создав огромное, почти двухчасовое музыкальное произведение, практически оперу, лейтмотивом которого стала музыка Чайковского и Ницше. 

 

Сергей Шустицкий

композитор

Кино непростое. Это война, с одной стороны. С другой стороны, это человеческие отношения, которые не зависят ни от каких обстоятельств. У нас герои это и наши, и немцы. И среди немцев были люди. И среди наших были подонки. И так было всегда. И так всегда и будет. Мир не черно-белый, поэтому хотелось передать то, что происходит у наших героев внутри. Не политические, военные, так сказать, внешние, обстоятельства, а то, чем они руководствуются в своих поступках, что подсказывает им сердце, их душа, а она есть у всех, даже у подонков.

Режиссер: 

Игорь Угольников


Сценарий: 

Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова


В ролях: 

Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Михаэль Эпп, Анастасия Буткова, Андрей Горбачев, Андрей Некрасов, Константин Фисенко, Алексей Нестеров, Игорь Савочкин, Дмитрий Соломыкин и другие


Оператор: 

Андрей Гуркин


Композитор: 

Сергей Шустицкий


Производство: 

Студия «Корнер Ворк», Киностудия «Ленфильм», Студия «ВоенФильм» при поддержке Министерства культуры РФ, Россия, 2021 

Смотрите военную драму «Учености плоды» в субботу, 25 февраля в 20:00