В основе — реальные события
1944 год. Михайловское. Из Германии в Пушкинские Горы приезжает фрау Мария Шиллер — профессор литературы, специалист по творчеству Александра Сергеевича. Она возглавляет музей и проводит экскурсии для солдат вермахта и местных крестьян, рассказывая им о Пушкине и вызывая явное неодобрение немецкого командования. Тем временем фронт приближается, и вскоре из Берлина приходит приказ — вывезти из Михайловского все исторические ценности. Этого никак не могут допустить ни партизаны, ни местный умелец Сергей Трофимов, которого связывают с Марией губительные для обоих отношения. Сергей решает любой ценой спасти пушкинское достояние.
Фрау Шиллер — реальный человек, активно работавшая в Пушкиногорье во время оккупации, была осуждена на Нюрнбергском процессе. Одна из сюжетных линий в фильме — партизанская борьба, а также коллаборационизм, вынужденный или искренний. Один из персонажей, Юпатов — это реально существовавший полицай, который за свои зверства был повешен, когда советские войска вернулись в Пушкиногорье.
У фильма было несколько исторических консультантов: сотрудники музея Пушкина, архивисты, в том числе историк и филолог Дарья Тимошенко, которая предоставила в распоряжение съемочной группы ранее не публиковавшиеся архивные материалы и фотографии, ставшие основой при написании сценария и проработке некоторых персонажей.
автор сценария, режиссер, исполнитель одной из ролей
Впервые об этой истории я узнал, снимая «Женский батальон» на псковщине. Декорации были построены недалеко от Пушкинских гор. Мы заходили к Пушкину, в легендарное Михайловское. Гуляли там, говорили со старыми экскурсоводами и подпитывались энергией пушкинских мест. Однажды пожилая женщина-экскурсовод спросила: «Знаете ли вы, что было в этих местах во время оккупации?» Я со знанием дела заявил, что фашисты сожгли дом-музей и уничтожили большинство из вещей поэта. «Все было не совсем так», — ответила она…
Уникальные актерские работы
Роль местного умельца Сергея писалась специально под Сергея Безрукова. Его персонаж в фильме, по словам Игоря Угольникова, — это собирательный образ русского человека. Сергей Трофимов — человек уникальных способностей, талантливейший самоучка, который с трудом читает, но знает наизусть «Евгения Онегина», услышав постановку по радио. Трофимов в состоянии на слух настроить и починить музыкальный инструмент и электрическую проводку в музее. Но не это важно в этом герое. Важно, какую трансформацию он пройдет.
Создатели картины долго искали Марию Шиллер. Кастинг проводился среди немецких и российских актрис. Искали особенную стать, актрису, которая может так молчать в кадре, что за ней интересно наблюдать и сопереживать, хотели, чтобы в героине чувствовалась тайна, которую зритель будет пытаться разгадать. Остановились в итоге на Настасье Кербенген, актрисе с бельгийскими корнями, берлинским немецким и русской театральной школой. По словам Игоря Угольникова, работа с артисткой дала ему возможность понять, «что чувствовал шведский продюсер Мориц Стиллер, когда «открыл» Грету Гарбо и дал ей первую роль».
От наших актеров требовалась максимальная проникновенность, почти животная органика, которая позволит выстроить сюжетное развитие персонажа. От брезгливого высокомерия к истинному состраданию и страсти героини, фрау Шиллер. И от хамоватой простоты до высочайшего духовного и интеллектуального подъема героя, Сергея.
В ролях второго плана появились не менее яркие актеры: Федор Бондарчук сыграл главу партизанского отряда, Анастасия Мельникова — жену смотрителя музея, в ролях немецких офицеров появились европейские актеры Дирк Мартенс и Михаэль Эпп. Одну из ролей, смотрителя музея Кузьму Афанасьева (в фильме Антипов), писателя, мечтателя и очень несчастного, загнанного в угол человека, сыграл сам Игорь Угольников.
Я уже работал с зарубежной (польской) съемочной группой на моем дебютном фильме «Казус Белли», но сейчас, на проекте «Учености плоды» работа европейских немецких актеров вновь удивила меня. И не только точностью рисунка роли, но и глубиной подхода. Странно, но мне кажется, что слова «система Станиславского» для зарубежных актеров значат не меньше, чем для отечественных.
Откровением для меня стали питерские актеры Андрей Горбачев, Андрей Некрасов. С первой большой ролью можно поздравить совсем еще юную Настю Буткову.
Команда действительно звездная. И каждый сыграл абсолютно новую, несвойственную для себя роль. Могу сказать, что таких Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Анастасии Мельниковой, да и Игоря Угольникова вы еще не видели.
Федор Бондарчук
«Память земли» — настоящие пушкинские места в кадре
Съемки фильма проходили именно в тех самых местах, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин: в селе Михайловское, поселке Пушкинские Горы, на территории музея-заповедника А.С. Пушкина, в Святогорском монастыре, у могилы поэта. Все здесь пропитано поэзией Пушкина, и кажется, что и сам он был только что где-то здесь, еще немного и мы сможем уловить звук его шагов.
Мы стараемся каждую картину снимать максимально достоверно. «Память земли» помогает актерам играть особенно проникновенно и правдиво, кажется, что именно они и есть участники тех событий. Так, фильм «Брестская крепость» снимался в Беларуси в самой Брестской крепости, фильм «Подольские курсанты» именно там, где удерживали свой рубеж курсанты подольских училищ в октябре 1941 года. Не стал исключением и этот мой новый проект. Максимальная достоверность и эмоциональность — ключевые факторы, которые определяют наш подход к созданию картины.
Игорь Угольников (слева) и Сергей Безруков
Музыка записана с участием Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением художественного руководителя и главного дирижера, народного артиста России Сергея Скрипки. Композитор фильма — музыкант, композитор, заслуженный артист России Сергей Шустицкий.
Музыка очень важная составляющая эмоционального восприятия картины. Сергей проделал колоссальную работу, создав огромное, почти двухчасовое музыкальное произведение, практически оперу, лейтмотивом которого стала музыка Чайковского и Ницше.
композитор
Кино непростое. Это война, с одной стороны. С другой стороны, это человеческие отношения, которые не зависят ни от каких обстоятельств. У нас герои это и наши, и немцы. И среди немцев были люди. И среди наших были подонки. И так было всегда. И так всегда и будет. Мир не черно-белый, поэтому хотелось передать то, что происходит у наших героев внутри. Не политические, военные, так сказать, внешние, обстоятельства, а то, чем они руководствуются в своих поступках, что подсказывает им сердце, их душа, а она есть у всех, даже у подонков.
Режиссер:
Игорь Угольников
Сценарий:
Евгений Айзикович, Игорь Угольников, Наталья Назарова
В ролях:
Сергей Безруков, Настасья Кербенген, Федор Бондарчук, Игорь Угольников, Анастасия Мельникова, Михаэль Эпп, Анастасия Буткова, Андрей Горбачев, Андрей Некрасов, Константин Фисенко, Алексей Нестеров, Игорь Савочкин, Дмитрий Соломыкин и другие
Оператор:
Андрей Гуркин
Композитор:
Сергей Шустицкий
Производство:
Студия «Корнер Ворк», Киностудия «Ленфильм», Студия «ВоенФильм» при поддержке Министерства культуры РФ, Россия, 2021