«Крылья империи»: все о главных героях сериала
Сергей Кирсанов-Двинский — Милош Бикович
Юнкер, который вопреки воле матери поступил в Николаевское кавалерийское училище, самым известным выпускником которого был Михаил Лермонтов. Амбициозен, эгоистичен, талантлив. Из-за участия в дуэли его отправляют на Кавказ, где для него начинается Первая мировая война.
Исполнитель этой роли Милош Бикович утверждает, что для него своеобразным прототипом персонажа был маршал Тухачевский.
Михаил Тухачевский — Маршал Советского Союза. С 1912 года служил в императорской армии, в составе которой принял участие в Первой мировой войне. Был ранен, получил пять орденов различных степеней за проявленный героизм, в 1915 году попал в плен. Сумел бежать и вернулся в Россию в октябре 1917 года. В 1918 году добровольно вступил в Красную армию и в РКП(б). Во время Гражданской войны провел несколько успешных операций, в том числе выбил правительство Колчака из Омска, командовал Западным фронтом во время советско-польской войны, руководил подавлением Кронштадского восстания. В 1937 году арестован, обвинен в шпионаже, измене Родине и подготовке террористических актов. Расстрелян сразу после оглашения приговора. Через 20 лет Тухачевский и другие приговоренные вместе с ним военачальники были реабилитированы.
Сербский актер Милош Бикович начал карьеру в российском кино с небольшой роли в «Солнечном ударе» Никиты Михалкова. После этого успел сделать успешную карьеру: снимался в романтической комедии «Без границ» и в драме «Духless 2», в сериале «Отель Элеон», исполнил главные роли в романтическом фильме «Лед», приключенческом фэнтези «За гранью реальности» и военной драме «Балканский рубеж».
Революция ломает всех, в том числе и самых сильных. Двинский кардинально меняется, и, соответственно, его отношение к революции также меняется. Когда мы только начали с режиссером обсуждать эту роль, то сразу выделили несколько стадий, через которые проходит мой персонаж. И мне это интересно, так как складывается ощущение, что я создаю образы сразу нескольких человек. И надеюсь, это будет понятно зрителю. Мне хотелось показать человека, сталкивающего свои идеалы и принципы с недостатками и грехами. Для него на первом месте он сам, ему важно стать тем, кем он себя видит в этой ситуации. Но есть одна константа: чем выше он поднимается по общественной лестнице, тем ниже скатывается в духовном плане.
Путь Кирсанова-Двинского в сериале пересекается с реальными историческими персонажами: Николаем II (Михаил Елисеев) и другими членами императорской семьи, революционерами и лидерами большевиков Яковом Свердловым и Львом Троцким (Евгений Миллер), одним из руководителей белого движения Лавром Корниловым.
Я считаю, однозначное мнение о событиях того времени — это признак очень поверхностного подхода к вопросам истории. Написано много, но мы либо не читаем, либо читаем мало, либо читаем не то. Тем более, стоит помнить, что историю пишут победители — многое меняют в чью-то пользу, что-то не сохранилось. Об истории нельзя говорить без эмоционального заряда, но одновременно это и опасно.
Софья Беккер — Ксения Лукьянчикова
Дочь булочника из обрусевших немцев, мечтающая о карьере поэтессы. Влюбляется в Кирсанова-Двинского, но не может быть с ним из-за сословных различий. За время революции проходит путь от наивной гимназистки до стального комиссара.
Прототипом героини можно считать поэтессу и революционерку Ларису Рейснер.
Лариса Рейснер начала журналистскую карьеру в литературном журнале «Рудин», затем работала в журнале «Летопись» и газете Максима Горького «Новая жизнь». Первое произведение, героико-романтическую пьесу «Атлантида», опубликовала в 1913 году. После революции принимала активное участие в деятельности Советов, работала секретарем народного коммисара просвещения Анатолия Луначарского. В Гражданскую войну была комиссаром Генерального штаба, участвовала в разведывательных операциях. После войны продолжила работу журналистом и писателем, входила в состав советской дипломатической миссии в Афганистане. В 1926 году Рейснер умерла в Москве от брюшного тифа.
Ксения Лукьянчикова, сыгравшая Софью, запомнилась зрителям своей дебютной работой — ролью советской модели Регины Барской в сериале «Красная королева». Ее героиня в «Крыльях империи» тоже сильная, хотя совсем непохожая на нее, женщина.
Она удивительная: в ней сочеталось что-то воинственное, но в то же время что-то легкое и трепетное. Воин и поэтесса, инь и ян, мужчина и женщина в одном лице. Конечно же, безумно интересно попробовать передать эти краски и полутона. Но персонаж очень сложный. В некоторых моментах я с ней не согласна, а в чем-то поддерживаю. Но это очень сложная судьба, и, к сожалению, мы не всегда можем противостоять обстоятельствам, которые идут против нас.
Как и Лариса Рейснер, ее экранное воплощение Софья Беккер крутит роман с поэтом Николаем Гумилевым (Роман Полянский), работает секретарем у видного политического деятеля (правда, у главы Временного правительства Александра Керенского, а не у Луначарского), вращается в кругах литературной и театральной богемы и лично знакома, например, с режиссером Всеволодом Мейерхольдом.
Матвей Осипов — Григорий Некрасов
Рабочий, молодой и восторженный член подпольной организации партии эсеров. Участвует в подготовке покушения на императора. Влюбленность в Софью меняет его жизнь — он рушит планы революционеров, становится изгоем в их среде, едва не погибает. Но Октябрьская революция дает ему второй шанс.
Осипов чем-то похож на революционера Бориса Савинкова, однако исполнитель роли Матвея Григорий Некрасов утверждает, что считать его прототипом персонажа все же неверно.
Борис Савинков — руководитель Боевой организации партии эсеров, публицист, участник Белого движения. На рубеже веков участвовал в различных социал-демократических группах, печатался в рабочих газетах и журналах, несколько раз попадал под арест. В 1903 году бежал из ссылки в Женеву, где вступил в партию эсеров. Участвовал в подготовке убийств министра внутренних дел Вячеслава Плеве и московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушениях на министра внутренних дел Ивана Дурново и московского генерал-губернатора Федора Дубасова. Инициатор убийства священника Георгия Гапона. В 1906 году был арестован и приговорен к смертной казни, но бежал в Румынию. В эмиграции выпустил несколько книг воспоминаний, работал корреспондентом. После Февральской революции вернулся в Россию, выступал резко против Октябрьского переворота, активно помогал Белому движению. В 1924 году был приговорен к 10 годам лишения свободы за борьбу против советской власти. В 1925 году, по официальной версии, покончил жизнь самоубийством, выбросившись из окна камеры.
Матвей Осипов — вторая роль молодого актера Григория Некрасова в кино. До этого зрители могли видеть его в мини-сериале «Колодец забытых желаний».
Мой персонаж, Матвей Осипов, деревенский парень, который приехал в Петроград, работает на заводе и хочет играть на балалайке. Но обстоятельства складываются так, что судьба его проносит по всем этапам революции. И идеи его формируются под гнетом личных переживаний: у него умерли родители, сестра попала в беду. И всю огромную страну он хочет превратить в одну большую семью. Он хочет, чтобы везде можно было быть как дома. Вот его идея, он ради этого делает революцию. В поисках правды он приходит к людям, которые очень красиво рассказывают, он во все верит, уходит в это с головой. Он все равно найдет то, что ищет, но в иной форме, чем он себе представлял.
Продвигаясь наверх в иерархии революционного движения, Матвей встречается и работает с видными большевиками, в том числе Иосифом Сталиным и Владимиром Лениным (Виталий Коваленко).
Режиссер:
Игорь Копылов
Сценарий:
Игорь Копылов, Владимир Измайлов, Виктория Александрова, Евгения Кондратьева
В ролях:
Милош Бикович (Кирсанов-Двинский), Ксения Лукьянчикова (Софья), Юрий Колокольников (Князь Михаил), Григорий Некрасов (Матвей), Александр Бухаров (Лядов), Александр Лыков (Каледин), Даниил Кокин (Петров), Вячеслав Чепурченко (Гирс), Михаил Елисеев (Николай II), Екатерина Проскурина (Александра Федоровна), Евгений Антропов (Дьяконов), Иван Колесников (Константин), Роман Полянский (Гумилев)
Оператор:
Эдгар Жамгарян
Композитор:
Максим Кошеваров
Производство:
Триикс Медиа, по заказу АО «Первый канал», Россия, 2017