«Кончаловский разрушил поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретенную кино и сериалами». Пять интересных фактов о фильме «Грех»
Подготовка к фильму шла восемь лет
Судьба и личная история крупнейшего мастера итальянского Возрождения, создателя Давида и росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, Микеланджело Буонарроти заинтересовала Андрея Кончаловского давно. Стимулом для размышлений о гении и его характере стало четверостишие, которым Микеланджело ответил на похвалу своей работы от друга.
Мне дорог сон, хочу я с камнем слиться,
забыть позор, утрату за утратой…
Не видеть и не ведать – вот отрада!
Утихни! Не буди! Дай сном забыться.
Несколько лет режиссер собирал и изучал материал: читал художественную и специальную литературу, общался со специалистами по Возрождению, многие из которых потом стали консультантами картины «Грех».
Когда я впервые прочитал знаменитое четверостишие Микеланджело в ответ на стихотворение Джованни ди Карло Строцци, восхваляющее его скульптуру «Ночь», меня заинтересовал призыв к молчанию как противоядие от боли и стыда. Меня удивило, что Микеланджело может иметь такой взгляд на жизнь, и я хотел узнать о нем больше, чтобы начать понимать его. Я начал жадно читать книги на эту тему, а также письма и стихи Микеланджело, которые, как мне кажется, открыли мне личность художника.
Именно личность Микеланджело и занимала Кончаловского в первую очередь. По словам режиссера, фильм о том, как художник рисует, а музыкант сочиняет музыку, был бы скучен. Он же намеревался показать, что гениальный творец в первую очередь является обычным человеком, которого обуревают страсти и сомнения. Название картины отсылает к непростому характеру Микеланджело, который стал причиной многих его проблем и явно контрастировал с возвышенным и чистым искусством, которое он создавал.
При подготовке к съемкам помимо текстового материала было изучено множество картин эпохи Возрождения. Создатели пытались уловить материальный мир того времени, сделать фильм визуально похожим на время, о котором идет речь.
Мой фильм – это не размышление о живописи Микеланджело. Я вовсе не хотел снимать фильм о его произведениях. Моей задачей было показать человека Ренессанса, который был гениальным художником и вместе с тем обычным человеком со своими слабостями, страхами и недостатками. На самом деле я больше заинтересован не талантом Микеланджело как таковым, а самим персонажем и его отношениями с эпохой, полной вдохновения и красоты, и в то же время кровавой и жестокой.
Все роли исполнили неизвестные или непрофессиональные актеры
Кончаловский принципиально не хотел видеть в актерском составе узнаваемых лиц. Идея максимальной достоверности происходящего на экране исключала появление в главных ролях известных актеров, поэтому перед группой кастинга стояла непростая задача. Поиски артистов вели две команды: одна работала по традиционной схеме и проводила кастинги, на которые приглашались исключительно неизвестные широкой аудитории актеры, вторая четыре месяца искала подходящие лица среди рабочих мраморных карьеров и прохожих на улицах Тосканы.
Все каменотесы, появляющиеся в кадре, — непрофессиональные актеры. Многие из них действительно работали по этой специальности в карьерах. Для Кончаловского это излюбленный прием: на нем построены его фильмы «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Преимущество таких артистов в том, что они перед камерой не играют, а живут.
Это как снимать львов в Африке, им невозможно давать указания, ты ждешь указаний от них.
Особую сложность представлял выбор актера на главную роль. Помимо профессиональных характеристик, немедийности и особенностей темперамента для Кончаловского было важно внешнее сходство с Микеланджело. Поиски заняли около восьми месяцев, и роль в итоге досталась Альберто Тестоне. У него небольшой опыт работы в кино, причем не только актером, но и каскадером, а в последнее время он отошел от творчества и занимался изготовлением зубных имплантов и протезов.
Для меня был важен его характер: он очень гибкий, как ртуть, и одновременно очень мягкий. Когда он улыбается, он милейший человек, но в то же время он может и накричать, как сумасшедший. Кроме того, у него были проблемы со сломанной ногой —странная походка, и бегал он удивительно. Мне показалось, что он очень близок к психотипу Микеланджело.
Тестоне сомневался в своем участии: если для Кончаловского проблемы со здоровьем удачно дополняли задуманный им образ, то для актера это был настоящий вызов. Но возможность работы с таким режиссером и особенности его метода убедили артиста.
Работать с Кончаловским было крайне интересно. Мы изучали текст сцены, а сразу же после того, как мы эту сцену репетировали, мы полностью ее изменяли и начинали все заново, и в этой спланированной режиссером импровизации рождался образ Микеланджело.
Съемки проходили в карьерах, где работал сам Микеланджело
Снимать «Грех» старались в максимально приближенных к местам жизни и творчества Микеланджело локациях, в основном в Тоскане. Начинали работу в карьерах Пьетрасанты, где скульптор добывал мрамор для своих творений, а завершились съемки в Риме, в павильоне, где была воссоздана часть интерьеров и Сикстинская капелла в реальную величину.
Съемки во Флоренции, символом которой стал Давид Микеланджело, были затруднены: исторический центр в любое время дня и ночи заполнен туристами, а использование техники внутри исторических памятников запрещено. Кончаловскому удалось сделать лишь несколько кадров, причем съемки были назначены на раннее утро. В остальном же Флоренцию снимали в городке Монтепульчано недалеко от Сиены. Это популярная у киношников локация — здесь же снимали фильмы «Сумерки. Сага. Новолуние» и «Рай» Тома Тыквера.
Самым сложным моментом была подготовка мраморных карьеров, которые бы выглядели аутентично местам добычи камня в эпоху Возрождения. Новые технологии добычи предполагают использование лазера, а значит стены карьеров выглядят аккуратными и геометрично совершенными, а во время Микеланджело они напоминали изрезанную лунную поверхность. Кроме внешнего вида карьеры должны были обладать определенными характеристиками: крутым склоном, широкими площадками для размещения техники, удобными транспортными подходами. В кадре удалось воссоздать максимально приближенную к XVI веку картинку. По документам была спроектирована техника для высечения мрамора и перемещения плит в порт Каррары, для транспортировки, как и в эпоху Ренессанса, использовали быков, с которыми возникло немало проблем у съемочной группы.
Не менее тщательно художник-постановщик фильма Маурицио Сабатини воспроизвел улицы, площади, галереи, дворы, таверны, рынки, частные дома, дворянские резиденции и папские дворцы — все это было построено в Санта-Севере. Мастерские Микеланджело соорудили в павильоне, над ними работала группа из тридцати скульпторов, плотников, художников и других специалистов.
историк, консультант фильма
Андрей Кончаловский в своем фильме «Грех» разрушил поддельную вселенную эпохи Возрождения, изобретенную кино и сериалами. И не только потому, что, будучи Маэстро кино, он смог технически и визуально воссоздать историю до последней детали: руки испачканы, ногти сломаны от работы, волосы пропитаны потом, мраморной пылью, золотыми листьями и синим лазуритом, – ведь именно такими художники Возрождения и изменили лицо мира! Смотря этот фильм, кажется, что он передает ароматы или зловония той обстановки, в которой живет Микеланджело: его боттеги во Флоренции и карьеров в Карраре, где он пытается добыть «белые души», которые он затем покажет миру и нам, и даже через 500 лет мы будем поражены этими мраморными скульптурами.
Создатели сознательно отказались от романтизации Ренессанса
Внимание к деталям — отличительная черта проекта. Кончаловский в общении со всеми специалистами делал упор на то, что не хочет видеть в кадре пышную и гламурную картинку. Режиссер требовал от команды буквально «пота, зловоний и рвоты», которые зритель ощутил бы через экран, а не просто увидел. Его целью был отказ от романтизации эпохи, которая благодаря современным фильмам и сериалам приобрела устоявшиеся черты, на самом деле ничего общего с Ренессансом не имеющие.
Я не хочу видеть красивые портреты в кадре. Я хочу видеть людей в грязной одежде, пропитанной потом и пылью. Запах должен проходить сквозь экран и доходить до зрителей, ибо именно такой на самом деле и была эпоха Возрождения.
Костюмеры и гримеры разрабатывали образ для каждого персонажа, стараясь исторически точно подобрать одежду, обувь, аксессуары и прически. Специально для фильма было создано более 600 костюмов, 100 из которых были полностью сшиты вручную.
художник по костюмам
Я не хотел, чтобы зрители обращали внимание на костюмы, чтобы в глаза бросалась их красота. Напротив, они должны были слиться с остальной частью изображения. С точки зрения режиссуры, этот подход обеспечивал создание единой фрески, в которой ни один из элементов не затмевает другой, подобно потолку Сикстинской капеллы.
Отдельное внимание уделили образу Микеланджело: художник по гриму Джино Таманьини и художник по постижу Дезире Корридони черпали вдохновение в знаменитом портрете Микеланджело, выполненном его современником, художником Даниеле да Вольтерра. По совету специалистов в фильм было включено прочтение некоторых текстов Данте, которому Микеланджело был фанатично предан. Консультантами фильма выступили ведущие мировые эксперты по Микеланджело и эпохе Возрождения, но полученный образ — это особый взгляд Андрея Кончаловского на творца, пусть и с максимальной исторической точностью.
Я знаю, что Микеланджело возможно был не таким, что я упустил ряд его качеств. Это очень трогательный персонаж, очень мудрый, но в то же время ведет себя как ребенок. Я люблю его, хотя он постоянно делает ужасные вещи: предает, врет, ворует.
«Грех» — первый продюсерский проект Алишера Усманова
Фильм снимался Фондом Андрея Кончаловского при поддержке множества российских и иностранных компаний, министерства культуры и Первого канала. Но одним из самых неожиданных партнеров проекта оказался Алишер Усманов, который выступил генеральным продюсером картины.
Основатель холдинга USM, в число активов которого входят «Металлоинвест», «МегаФон» и Mail.Ru Group, имеет интересы в самых разных сферах и входит в список самых щедрых меценатов России по версии Bloomberg. Усманов является основателем благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт», который специализируется на поддержке в том числе и культурных проектов.
Я с большим трепетом отношусь к Италии и восхищаюсь ее культурным и историческим богатством. Сложно переоценить значение этой страны для русской культуры. В эпоху Возрождения меценатство считалось делом крайне ответственным: благотворители учились поддерживать художников, верить им и ценить их, не вмешиваясь в творческий процесс. Именно этот принцип я беру за основу, когда сотрудничаю с выдающимися деятелями культуры.
Продюсирование — новый опыт для бизнесмена, но уже можно сказать — удачный. Еще один совместный проект Усманова и Кончаловского — историческая драма «Дорогие товарищи» о расстреле мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году. В 2020 году лента была представлена на Венецианском кинофестивале, где получила специальный приз жюри. Позже фильм выдвинули на «Оскар» от России, но в список номинантов он не вошел.
Студия:
Фонд Андрея Кончаловского по поддержке кино и сценических искусств
Jean Vigo Italia совместно с Rai Cinema
При поддержке:
Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»; Министерство культуры РФ; Первый канал
Режиссер:
Андрей Кончаловский
Генеральный продюсер:
Алишер Усманов
Продюсеры:
Андрей Кончаловский, Эльда Ферри, Олеся Гидрат, Мауро Калеви, Паоло Дель Брокко
Автор сценария:
Андрей Кончаловский, Елена Киселева
Оператор-постановщик:
Александр Симонов
Художник-постановщик:
Маурицио Сабатини
Художник по костюмам:
Дмитрий Андреев
Аранжировка музыки:
Эдуард Артемьев
В ролях:
Альберто Тестоне, Орсо Мария Гуэррини, Массимо Де Франкович, Глен Блэкхолл, Якоб Диль, Франческо Гаудиелло, Адриано Кьярамида, Антонио Гарджиуло, Федерико Ванни, Симон Тоффанин, Юлия Высоцкая