Эпическое кинополотно «Освобождение» создавалась режиссером Юрием Озеровым в период с 1967 по 1971 годы. В пяти частях картины отражены важнейшие этапы Великой Отечественной Войны: сражение на Курской дуге, форсирование Днепра, освобождение Киева, Тегеранская конференция, напряженные бои за Берлин и штурм Рейхстага, капитуляция нацистской Германии, конференция глав антигитлеровской коалиции в Ялте.
Обратившись к стилистике эпического полотна, Юрий Озеров с документальной точностью воссоздал исторические события Второй мировой войны, органично вписав в сюжет реальных и вымышленных персонажей. Киноцикл «Освобождение» вместил в себя целую галерею образов рядовых бойцов и выдающихся полководцев Красной армии. Над картиной работали непосредственные участники Великой Отечественной войны. В составе съемочной группы были фронтовики: режиссер Юрий Озеров, оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков, второй режиссер Юлий Кун и многие другие.
Фильм первый. Огненная дуга
12 апреля 1943 года, совещание в Ставке Верховного Главнокомандующего. Под Сталинградом немцы потерпели большое поражение, но решающая битва еще впереди. Где, когда, какими средствами противник нанесет удар? Военачальники считают, что летом Германия будет драться за Донбасс в районе Курской дуги. Здесь – главные ударные силы противника. Генштаб начинает разработку плана и подготовку к сражению, которое решит исход войны. В напряженном ожидании проходят май и июнь. Войска Центрального и Воронежского фронтов, 1-ая танковая армия приведены в полную боевую готовность.
На рассвете 5 июля в 5.30 утра немецкие войска перешли в наступление. Началась Курская битва. По плану «Цитадель» враг двинул вперед свои главные силы: 17 танковых, две моторизованные и 22 пехотных дивизии (около миллиона солдат) 2700 танков, в том числе 800 «тигров» и 1800 самолетов.
Фильм второй. Прорыв
21-23 сентября 1944 года войска Центрального, Воронежского, Степного и Юго-Западного фронтов вышли к Днепру вблизи от Киева. По замыслу военачальников главная задача батальонов на этом участке – совершать отвлекающие маневры, укрепить и расширить плацдарм севернее Киева, притянуть на себя возможно больше сил противника и при благоприятных условиях прорвать его фронт. Приказ маршала Жукова всем батальонам – стоять насмерть, до последнего солдата, до последнего патрона…
Фильм третий. Направление главного удара
Фильм рассказывает об операции «Багратион», в результате которой Белоруссия была полностью освобождена от фашистов, и советские войска вышли к государственной границе...
Фильм четвертый. Битва за Берлин
1945 год, последние месяцы войны. Висло-Одерская операция. Три фронта под командованием Конева, Жукова и Рокосовского устремились к столице Германии. К Берлину идут, не встречая уже сопротивления немцев, англо-американские войска. «Опередить русских» – предлагает Черчиль. Начинаются тайные переговоры с эмиссарами Гитлера, разоблаченные Ялтинской конференцией. Судьба Берлина решится на полях сражений.
Фильм пятый. Последний штурм
Фильм повествует о последних днях войны: штурм Рейхстага, сражение за каждый метр, за каждый этаж... И, наконец, водружение Знамени победы над Рейхстагом. Главные герои фильма встречаются у входа в Рейхстаг.
Зрители Первого канала увидят все части легендарной киноэпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова впервые после полной цифровой реставрации.
Специалистами киноконцерна «Мосфильм» было отреставрировано около 670 тысяч кадров – это почти восемь часов изображения и звука! Работы продолжались восемь месяцев. За многие годы работы ПК «Телекино» (подразделение киноконцерна), занимающегося цифровой реставрацией коллекции «Мосфильма», этот проект по совокупности сроков его выполнения и объема материалов стал самым масштабным и сложным.
Военно-историческая лента «Освобождение» состоит из пяти отдельных фильмов: «Огненная дуга», «Прорыв», «Направление главного удара», «Битва за Берлин» и «Последний штурм». Процесс реставрации состоял из нескольких технологических этапов – ультразвуковая чистка пленки, оцифровка, цветокоррекция, работы по реставрации звука. Исходные материалы для работы находились в не самом лучшем состоянии: особо остро стояла проблема так называемого «цветового дыхания» и неравномерности цвета по полю кадра, пленочного «шума» на светлых участках изображения, склеек на планах с внутрикадровыми титрами. Плюс весь стандартный для старых картин «набор» – многорядные царапины, искажения геометрии кадра, сколы, пятна. Некоторые работы проводились в автоматическом режиме, но большая часть реставрации выполнялась специалистами вручную.
главный инженер ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»
Пришлось работать с массой дефектов. Например, эпизод освобождения узников концлагеря на железнодорожной станции («Битва за Берлин») был сильно поврежден коварным дефектом – это так называемые «потертости». Никакие автоматические программные фильтры в этой ситуации не работают: в отличие от царапины, потертость не имеет ярко выраженных краев и зачастую не только размыта, но и в некоторой степени прозрачна. И здесь работа шла исключительно вручную. Более 89 тысяч раз был применен «ручной инструмент» Repair. Можно говорить о том, что некоторые фрагменты фильма были воссозданы заново!
В работах по реставрации картины использовалось самое высокопроизводительное компьютерное и сетевое оборудование, программное обеспечение ведущих мировых производителей ПО в области цифровой реставрации кинофильмов. Финальные штрихи работы над проектом выпали на апрель – в это время ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм"», как и многие предприятия, перешел на особый режим работы. Однако для специалистов ПК «Телекино» был оперативно организован удаленный доступ к оборудованию, необходимому для завершения всех работ. Достигнутый результат был бы невозможен без профессионалов высочайшего уровня, без их слаженной, с полной самоотдачей работы, без творческого неравнодушного подхода к своему делу.
генеральный директор ФГУП «Киноконцерн "Мосфильм"»
Я благодарен нашим специалистам, которые провели огромную работу. Многие вещи мы делали по интернегативу — тот, кто разбирается в технологиях, поймет, что это вторичные исходники — многое было утеряно. «Освобождение» и сегодня смотрится очень современно, несмотря на то, что лента снималась более 50 лет назад — другое качество пленки было, другое оборудование. И, тем не менее, картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств. Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал уникальную. Батальные сцены — их масштаб, качество съемки — просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший еще из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось — не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссеров.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» провел полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования.
Сценарий:
Юрий Бондарев, Оскар Курганов, Юрий Озеров
Режиссер:
Юрий Озеров
В ролях:
Михаил Ульянов, Василий Шукшин, Николай Олялин, Лариса Голубкина, Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Сергей Никоненко, Всеволод Санаев, Борис Зайденберг, Валерий Носик, Юрий Каморный, Бухути Закариадзе, Иван Переверзев, Анатолий Ромашин, Владимир Заманский, Николай Рыбников, Барбара Брыльска, Лев Прыгунов и другие
Оператор:
Игорь Слабневич
Композитор:
Юрий Левитин
Производство:
МОСФИЛЬМ (СССР) при участии АВАНТА-ФИЛЬМ (СФР+Ю), ДИНО ДЕ ЛАУРЕНТИС ЧИНЕМАТОГРАФИКА СПА (Италия), ПРФ-ЗФ (Польша), СТАРТ (ПНР), 1968 — 1971