Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Интересные факты о фильме Валерия Тодоровского «Гипноз»
Видеоматериал © Первый канал, АО
12 мая 2023
На Первом большая телепремьера — психологический триллер Валерия Тодоровского о подростке, который после сеансов гипноза начинает терять связь с реальностью. Как связан с гипнозом сам постановщик, как подбирали актеров на главные роли и почему для фильма так важен снег — в материале 1tv.ru.

Главный герой «Гипноза» подросток Миша посещает психотерапевта Волкова, чтобы избавиться от лунатизма. В результате молодой человек попадает под влияние гипнолога до такой степени, что перестает понимать, где заканчивается реальность и начинается его воображение. После таинственного исчезновения одной из пациенток Миша решает провести собственное расследование, но докопаться до истины не так просто, если главный подозреваемый — ты сам.

Валерий Тодоровский в детстве ходил на сеансы гипноза

В основу сюжета легли воспоминания режиссера картины Валерия Тодоровского, который в подростковом возрасте несколько месяцев был пациентом Владимира Райкова. Профессор Райков разработал метод лечения соматических болезней при помощи гипноза, преподавал на психологическом факультете МГУ, был членом международных профильных ассоциаций.

Выяснилось, что гипнозу Тодоровский не поддается, и будущий режиссер приходил на сеансы к Райкову «в качестве ученика волшебника». Именно этими впечатлениями он поделился с соавтором сценария фильма Любовью Мульменко.

Валерий Тодоровский

Все, что есть в фильме — это то, что я видел своими глазами. Люба Мульменко, когда писала сценарий, изучила все, что можно. Она не просто читала, она встречалась с людьми разного уровня: и шарлатанами, и жуликами, и с реальными специалистами. Потому что гипноз — это вполне клиническая история. Им лечат людей, он существует. Есть лаборатории, есть попытки использовать его в самых разных областях. Это не мистика. <…> Я видел людей, которые поддаются очень сильно. И это поразительное зрелище. Вопрос в том, насколько сильна в этот момент власть гипнолога над тобой, это тоже одна из тем фильма. 

Исполнителя главной роли нашли через соцсети в Красноярске

Кастинг на главную роль в «Гипнозе» шел долго, а героя удалось найти, только когда приближались съемки. В последний момент кастинг-директор Татьяна Талькова разместила объявление ВКонтакте с просьбой прислать самопробы. Одним из откликнувшихся оказался Сергей Гиро. На тот момент он учился в 10 классе, занимался в театральной студии, но никаких серьезных работ в кино за плечами не имел. Тем не менее, Валерия Тодоровского настолько убедил присланный материал, что он попросил привезти юношу на личную встречу из Красноярска. Профессионализм Гиро, который пока даже не уверен, что продолжит актерскую карьеру, поразил всю съемочную группу.

Максим Суханов

Сергей гораздо взрослее своего возраста. Мы с ним беседовали иногда, он о чем-то меня расспрашивал, но у него внутри как будто уже было сформировано ощущение того, что он знает, как ему надо действовать в жизни. Ни в коем случае не могу сказать, что он открыл рот и слушал меня до конца проекта. Нет, мы общались на равных.

Роль для Сергея была непростой, так как, по его собственному признанию, с Мишей из «Гипноза» у него нет практически ничего общего, и даже мотивы персонажа были ему не до конца понятны.

Сергей Гиро

Миша не дружит с родителями, потому что у него есть невротическое желание контролировать все. А родители просто плывут по течению. И Мишу это бесит. Это для него не по-взрослому. Есть дети недолюбленные, а он как будто чувствует себя недоконролированным. Ему не хватает авторитета, отсюда и происходит его любовь к профессору, но потом Мише перестает нравиться, что его контролирует какой-то дядя. Вроде он нашел для себя авторитет, но он не хочет быть ведомым.

Максим Суханов и Валерий Тодоровский учились в одной школе

Исполнитель роли гипнолога Волкова Максим Суханов знаком с режиссером Тодоровским не только по работе в фильме «Страна глухих», за который Суханов получил премию «Ника», а Тодоровский — «Золотого орла» за лучший фильм. Артисты учились в одной школе, хотя тогда знакомство было шапочным. 

Максим Суханов

Первый раз я снимался у него в «Стране глухих», и уже на той картине почувствовал с ним общий язык. Так же было и здесь. Можно, конечно, говорить, что он стал гораздо опытнее в обращении с актерами, но для меня язык и понимание того, что мы находимся в одном коридоре, намного важнее. А мы с ним на одной волне — и ментально, и энергетически. <…> А еще мне показалось, что рвение работать с максимальной отдачей и проживание на площадке всего фильма от начала до конца у Валеры остались такими же, как много лет назад.

<p>Максим Суханов (справа) и Валерий Тодоровский на съемках</p>Изображение © Мармот-фильм, ООО

Максим Суханов (справа) и Валерий Тодоровский на съемках

Кандидатура Суханова сразу пришла режиссеру в голову при подборе актеров на роль Волкова. А вот сам артист утверждает, что не почувствовал, что это «его роль» при первом же прочтении сценария. Тем не менее, персонаж его заинтересовал, и Суханов даже нашел с ним общие черты, в частности, умение подавлять окружающих.

Максим Суханов

Мой герой по профессии врач-гипнолог, профессор, преподает в вузе и имеет частную практику, а по сути он оголтелый манипулятор. Вероятно, у него были сильные детские травмы. И теперь он вроде бы стремится к «совершенству» — в своей профессии, во всех делах, вообще в жизни — поскольку он уверен, что понимает, что есть совершенство. Таких людей в жизни предостаточно. Они стремятся к перфекционизму, совершенно забывая о том, что существуют еще и общечеловеческие ценности, связанные с личной свободой каждого человека. <…> Эти люди совсем не склонны к рефлексии, но внутри себя они одиноки и недолюблены. Я так увидел эту историю и поэтому за нее схватился.

Прототипы родителей главного героя — реальная семья

Валерий Тодоровский рассказывает, что для фильма ему нужна была «искренняя, живая, очень простая и трогательная мама». После долгих проб на роль была утверждена Екатерина Федулова («Питер FM»), а в роли неформального папы — Сергей Медведев («Господа Головлевы», «Десантура»).

Валерий Тодоровский

Мишины родители — они не совсем родители, они раздолбаи. Они не алкаши, не наркоманы, не бьют своих детей. Они вообще нормальные, просто инфантильные. Но подростку свойственно отрицать родителей, искать авторитет на стороне. Я тоже в этом возрасте считал, что мои родители никуда не годятся. Я смотрел на папу своего друга и думал: «вот мне бы такого папу, он настоящий!». Я видел в нем пример, силу, авторитет. И это история про то, что Миша в профессора Волкова влюбился в какой-то момент и захотел стать таким же. А Волков поставил над ним эксперимент. Жестокий эксперимент. 

По сюжету, родители Миши инфантильны, подросток сам над ними шефствует и страдает от отсутствия сильной руки. Сценарист Любовь Мульменко «списала» эту экранную семью со своих реальных знакомых.  

Любовь Мульменко

Мишу, Васю и их родителей я придумывала с оглядкой на знакомую семью. Семья очень симпатичная, там принято дружить с детьми, а не воспитывать. В реальной их жизни этот метод, в общем, не дает побочных эффектов, но в кино я позволила допущение, что Миша парадоксальным образом не рад внутрисемейной демократии. Ему не хватает сильной руки, он находит ее на стороне и в результате приходит к выводу, что лучше все-таки без рук. У Волкова прототипа нет, это просто собирательный образ авторитетного старшего, которым ты очаровываешься, а он этим упивается.

Сложно было снимать не только сцены гипноза, но и… снег

Создатели картины провели огромную работу по исследованию практик гипноза, на площадке работал консультант, Любовь Мульменко много читала по теме и встречалась с самыми разными специалистами. Но у Валерия Тодоровского все равно были опасения, что снять сеансы гипноза одновременно правдоподобно и так, чтобы это не вызывало смех, будет сложно. Сцену, в которой человек сражается с крысой, режиссер запомнил из своих подростковых встреч с профессором Райковым, и она точно воспроизводит его опыт. 

Валерий Тодоровский

Мы отсмотрели кучу хроники. На площадке присутствовал профессионал-гипнолог, который сидел у монитора и следил, и в случае чего говорил: «нет, так себя человек в этом состоянии не ведет». В первой же сцене парень в состоянии гипноза как будто плывет в море. Надо было плыть ровно так, как люди плывут по-настоящему. Чтобы в этом не было желания удивить или фокус из этого устроить. Плывет себе человек и плывет. Это был момент особого внимания.

<p>Полина Галкина и Сергей Гиро</p>Изображение © Мармот-фильм, ООО

Полина Галкина и Сергей Гиро

«Гипноз» снимался в Москве зимой. Специального намерения показать в кадре именно столицу у съемочной группы не было, герои живут в условном большом городе. Чего режиссеру хотелось — это снять метель. Снег на площадке был искусственным: «его было то мало, то много, то он летел не туда». Несмотря на технические сложности, Тодоровский настаивал на метели в кадре, так как для него она имеет особое значение.

Валерий Тодоровский

В фильме очень много снега. Снег имеет на меня абсолютно гипнотическое воздействие. Когда за окном идет снег, я могу сидеть и долго смотреть на него, я впадаю во что-то вроде гипноза. Падающий снег — это образ. Я давно не снимал московскую зиму. Плюс была возможность сделать так, что этот снег, который идет в каждой сцене до какого-то момента, это некий морок. Ты живешь в этом снегу, а он все идет и идет. Снег для меня — это сон. А потом он вдруг заканчивается — в тот момент, когда наступает реальность.

Режиссер: 

Валерий Тодоровский


Сценарий: 

Любовь Мульменко, Валерий Тодоровский


В ролях: 

Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова, Сергей Медведев, Полина Галкина, Степан Середа, Виктория Буцких, Александр Кузьмин, Кирилл Буханцев, Кирилл Анохин и другие


Оператор: 

Жан-Ноэль Мустонен


Композитор: 

Анна Друбич


Производство: 

Студия «Мармот-фильм», при поддержке Фонда кино, Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм», Платформа «Кинопоиск HD», Финского Фонда кино, телеканал YLE (Финляндия), Компания «Don Films» (Финляндия), Компания «Post Control Finland» (Финляндия), Россия—Финляндия, 2020