Такого Казанову вы еще не видели
Казанова уже давно образ и имя нарицательное – неуловимый обманщик и герой-любовник. Но жизнь реального Джакомо Казановы, родившегося в Венеции в 1725 году, увлекательнее любого сценария. Работа церковным юристом, служба в армии, шпионаж в пользу нескольких стран, карьера в театре и литературе, неоднократные аресты и ссылки, побег из тюрьмы и, конечно, бесчисленные любовные приключения. Это лишь короткие штрихи к биографии человека, который запустил первую в истории Франции национальную лотерею и перевел «Илиаду» на итальянский язык.
Создатели сериала изучили перипетии судьбы Казановы и его многочисленные воплощения на экране и поняли, что в этой истории все еще есть неосвещенные моменты, а именно – поездка Казановы в Москву и Санкт-Петербург, во время которой он встретился с Екатериной II. На этом и строится завязка сериала: Ватикан направляет Казанову в Россию, чтобы добыть секретный документ о престолонаследии, который позволит западным державам влиять на русскую императрицу.
соавтор сценария, продюсер
Казалось бы, есть все составляющие для любовной и авантюрной истории, чтобы покорить сердце зрителя. Для женской аудитории – идеальный и благородный любовник, для мужской – бесстрашный путешественник, отчаянный авантюрист и дуэлянт. Но все это было в тех самых восьми фильмах. Чего же там не было? А не было там той самой главы из мемуаров самого Казановы о том, как он посетил Петербург и Москву во времена правления Екатерины Великой. В мемуарах содержалась подсказка главной сюжетной линии – Казанова в Петербурге купил крепостную девчонку и ради забавы принялся ее обучать благородным манерам. Рабочий сюжет «Пигмалиона». Все остальные страсти были уже делом техники.
Литература и кино неоднократно использовали образ Казановы. Среди актеров, которые сыграли знаменитого соблазнителя: Дэвид Теннант, Дональд Сазерленд, Хит Леджер, Марчелло Мастрояни, Ален Делон.
В новом сериале роль Казановы досталась сербскому актеру Ивану Босильчичу, которого зрители Первого помнят по образу султана в исторической драме «Янычар». Пробы начали с главной пары сериала – Казановы и русской девушки Татьяны, которую герой берет себе на попечение, чтобы превратить в благородную даму.
режиссер
Изначально мы хотели, чтобы Казанову играл природный иностранец, желательно итальянец, с легким акцентом, чтобы зритель поверил в происходящее. Хорошая сказка должна восприниматься как быль. Наш кастинг директор Лена Головач предложила попробовать актера из Сербии Ивана Босильчича, он только тогда появился в России, удачно сыграв в проекте «Гостиница "Россия"» брутального сандиниста.
Создатели сериала и сам исполнитель главной роли подробно изучали архивные материалы и воспоминания Казановы – книга «История моей жизни» в трех томах в последний раз вышла в новой редакции на французском языке в 2015 году. Иван Босильчич, который перед началом работы над сериалом знал Казанову исключительно как героя-любовника, прочел мемуары как исповедь и решил представить своего героя как раскаявшегося человека в поисках любви.
Федерико Феллини представил Казанову как депрессивного дворянина средних лет. Хит Леджер в голливудской версии сыграл его как молодого авантюриста-интроверта. Джон Малкович изобразил Казанову, который уже был на закате жизни. Но зрителям еще ни разу не открывалась та часть жизни, в которой Джакомо Казанова в 40 лет в бегах из сифилитической Европы и инквизиции посетил царскую Россию и провел один из ярчайших периодов жизни, значительно изменивший его дальнейшую судьбу.
«Пигмалион» или шпионская история?
Создатели сериала определяют его жанр как авантюрный детектив: Казанова прибывает в Россию, где его ждет не только сложное задание, для которого итальянцу предстоит соблазнить сразу трех женщин, в том числе российскую императрицу, но и недоброжелатели, которые подготовили план его убийства. При этом в качестве референса использовали легкие комедии, перед съемками пересмотрели все «Горино-Захаровские» фильмы и «Женитьбу Фигаро» в постановке театра Сатиры с Андреем Мироновым.
Не стоит воспринимать наш фильм как байопик, несмотря на многие подтвержденные факты из жизни героев. Наш сериал – это поклон ушедшим и непревзойденным мастерам, казалось бы, легкого жанра ироничной комедии Григорию Горину и Марку Захарову. Как получилось – не обессудьте...
К шпионским страстям и романтическим похождениям в сюжете добавляется история превращения простушки в изысканную леди. Казанова покупает крепостную девушку Татьяну и обучает ее манерам высшего общества. Как и в пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу, главный герой с течением времени все больше становится зависим от собственного творения.
Пробы на роль «маленькой разбойницы из "Снежной королевы", которая должна быть дерзкой и милой одновременно, легко менять состояние и быть предельно естественной», проводили вместе с кастингом главного персонажа. Актриса из Санкт-Петербурга Мария Скуратова («Алиби», «Троцкий», «Идеальная жена») отмечает, что была рада оказаться в проекте, где на подготовку ушло несколько месяцев еще до начала съемок.
Я всегда мечтала сыграть цыганку, сбежавшую из табора, например, или убегающую из-под венца княжну. И Татьяна такая же душа: вольная, сильная и открытая миру. Она дышит полной грудью. И по-актерски мне было интересно играть изменения героини: сначала она суетливая, быстрая, ловкая, смелая, близкая к природе. Когда же Казанова берется за ее воспитание, она меняется – взрослеет, проживает новые для себя чувства, замедляется, становится глубже, но стремление к воле остается.
Любимые артисты в неожиданных образах
Помимо главной пары сериала в «Казанове в России» сыграли популярные артисты, некоторых из которых невозможно узнать в костюмах эпохи и гриме. Вместе с пробами на главную роль шел кастинг на роль Екатерины Великой. Марьяна Спивак («Шифр», «Нелюбовь»), которая в итоге сыграла императрицу, покорила не только создателей картины, но и Ивана Босильчича.
Марьяна все время как бы подогревала Ивана, снимая по роли с него налет итальянской вальяжности. Между ними возникало доверие, артисты нащупали некую связь, которая должна волновать зрителя…
Илью Малакова («Янычар», «Операция "Мухаббат"») и Дмитрия Лысенкова («Серебряные коньки», «Куприн», «Союз спасения. Время гнева»), с которыми режиссеры работали в фильме «Лили», пригласили на роли Григория Потемкина, который только вступает в ранг фаворита, и певца-кастрата Паттини.
Малакова мы сразу увидели Потемкиным, в этого парня влюбится даже императрица. А Дмитрию предложили несколько ролей на выбор, он мастер перевоплощений. Дима выбрал Паттини: «Такого я еще не играл». И правда, его обычно узнают не с первой сцены.
В роли наставника Казановы, главы масонского ордена Брагадина, блистает Вениамин Смехов. В своем образе артист совместил черты Воланда и графа де Ла Фер.
Злодеи в сериале не менее колоритны, чем сам главный герой: Артем Ткаченко («Красная королева», «Экспроприатор», «Вампиры средней полосы») сыграл Мануччи, который работает по заданию Папы Римского и планирует отомстить Казанове за совращенных когда-то сестер, а Игорь Кистол («Призрак», «Между нами, девочками») – петербургского иезуита Виктора Оберо, который надеется разбогатеть на убийстве Казановы.
Артем Ткаченко
Заслуженный артист России Сергей Баталов («Облако-рай», «Ширли-мырли») для роли главы Тайной канцелярии Степана Шешковского даже сбрил усы, с которыми не расставался более 30 лет. На параллельных проектах артист носил накладные усы, сделанные из его собственных.
В ролях второго плана в совершенно неожиданных образах предстают Эмилия Спивак, Антон Филипенко, Алексей Веселкин, Наталья Громушкина, Николай Шрайбер, Игорь Ботвин, Ольга Фадеева и другие артисты.
Легкость картинки и бытовые мелочи XVIII века
Создателям картины хотелось легкости и воздушности кадра. Здесь им помогли картины той эпохи. В результате возникло не только решение декораций (художник Дмитрий Малич-Коньков), но и прекрасных костюмов (Марк Ли), которые раздобыли в Испании.
Легкость и живость картинки создал оператор Илья Демин, который использовал портативные облегченные камеры, словно парящие над площадкой и заглядывающие туда, куда не пролезли бы обычные «алексы» или «рэды».
Каждая сцена снималась одним кадром на несколько камер одновременно. С одной стороны актеры имели возможность «разогнаться», потому что работали не дробными кусками, а целиком, а с другой, получили полную свободу в перемещении – операторы постоянно перестраивались и меняли положение. Камеры словно вальсировали вокруг артистов, переходя с общего плана на крупный и наоборот.
При всей костюмированности эпохи, задачей съемочной группы было разбить формализм и показать людей в быту, когда банально «чешется» под париком или сводит дыхание от корсета. То есть разбить церемониальность бытом, которым полон любой век.
Костюм очень помогал. В начале истории я ходила в рубахе, сарафане и лаптях с портянками, чумазая и с косой. Это одни ощущения: свобода в движениях, близость к земле. А потом появился корсет, панье, тяжелое платье, шляпка, каблуки. Тут уже спину не сгорбишь и в сундук не спрячешься. Хотя Татьяна и в этом наряде останется собой!
Самобытный саундтрек
Композитор сериала – Михаил Чертищев, который помимо написания музыки к фильмам («Неадекватные люди 2», «Гуляй, Вася! Свидание на Бали») сотрудничал с несколькими исполнителями, в том числе написал песню, с которой Варя Стрижак участвовала в конкурсе «Евровидение».
Его задачей было создание самобытного саундтрека с учетом особенностей того времени. Забавной проблемой было то, что большинства известных нам инструментов в ту эпоху просто не существовало, к примеру, не было даже фортепьяно, вместо него был клавесин. Его композитор совмещал с калимбой, подмешивал пианино, всеми способами стараясь придать ему мягкость и лиричность.
режиссер
Как добиться современного звучания, но не использовать синтетическую музыку, которая в самом начале может вызвать отторжение в исторической картине? Чтобы достичь нужного результата, мы начинали с классических решений, постепенно наращивая меру условности сюжета и музыки одновременно. И в какой-то момент мы уже смело использовали ретро-синты восьмидесятых годов, совмещая их с тем же клавесином.
Кроме саундтрека в сериале присутствует много внутрикадровой музыки – создателям сериала удалось записать несколько уникальных оперных голосов и даже создать собственную арию. Кроме того, Иван Босильчич обладает великолепным голосом. Вместе с ним записали оригинальную песню Казановы и Татьяны – заключительный трек фильма.
Режиссеры:
Антон Чижиков, Илья Чижиков
Сценарий:
Алексей Тимм, Анатолий Чижиков
В ролях:
Иван Босильчич (Казанова), Мария Скуратова (Татьяна), Вениамин Смехов (Брагадин), Артем Ткаченко (Мануччи), Игорь Кистол (Оберо), Марьяна Спивак (Екатерина II), Сергей Баталов (Степан Шешковский), Поля Полякова (Элизабет Брокет), Эмилия Спивак (Марселина), Валерий Кухарешин (Михаил Воронцов), Анатолий Лобоцкий (Роман Воронцов), Мария Лопатина (Лола), Дмитрий Лысенков (Паттини), Илья Малаков (Потемкин), Александр Матвеев (Наилька), Андрей Мокеев (поп), Антон Наумов (Осип Танн), Егор Бакулин (Савелий), Игорь Ботвин (граф Орлов), Валерий Баринов (Папа Климент XIII), Алексей Веселкин (Доменико), Наталья Громушкина (Виченца-Рокалина), Ефим Петрунин (Гриневский), Дмитрий Поднозов (настоятель иезуитов), Ольга Фадеева (фрейлина Протасова), Антон Филипенко (Локателли), Николай Шрайбер (Нил) и другие
Оператор:
Илья Демин R.G.C.
Композиторы:
Михаил Чертищев при участии Михаила Тебенькова
Производство:
ФАВОРИТФИЛЬМ, Россия, 2021