Завораживающая сказка о любви
Это было волшебное время, когда царил великий матриархат: женщины влиятельного клана правили на территории Северных полей и жили в ожидании любви… Они были всесильны, и любое их желание исполнялось, но в один миг все изменилось и начался хаос…
Невеста главного наследника клана внезапно погибает. Между матерью героя и его женой, родной сестрой умершей возлюбленной, разворачивается война за обладание любимым, влияние на территории Северных полей и огромное состояние клана.
Главный герой, которого замечательно и совсем нетипично для себя сыграл Антон Шагин (мой сын), теряет единственную любимую девушку и, даже не допуская мысли о ее потере, придумывает себе, что она вернулась — просто в образе сестры... Ведь они вначале так похожи... Но когда он вглядывается — кем хотел подменить любимую погибшую Фанни, — по-моему, он просто сходит с ума.
Даже короткое описание фильма уже погружает в сказочную, мистическую атмосферу, а его создатели утверждают, что пытаться разглядеть в ленте стройный сюжет не нужно, и просят полагаться на свои чувства.
исполнительница одной из ролей
Для меня этот фильм — личная история одного человека, Ренаты. Если говорить о жанре, то его можно назвать сказкой, можно мелодрамой, но я бы назвала это сочинением на тему жизни…
исполнительница одной из ролей
Бывает, тебе снится какой-то странный, но очень захватывающий, красивый сон. Тебя будят, а ты очень хочешь его досмотреть, потому что там есть что-то такое, чего нет в твоей обычной жизни. Он такой не бытовой и такой сказочный, и ты можешь в нем испытывать какие-то очень яркие чувства, для которых в жизни нет пространства. «Северный ветер» — это возможность посмотреть такой сон наяву или подсмотреть чужой.
оператор
Смотря этот фильм, нужно отдаться настроению, не нужно искать стройный сюжет, логику событий. Нужно просто попасть в этот мир и начать в нем жить, слиться с автором и воспринять этот мир глазами Ренаты… Обещаю — такого вы еще не видели.
Ни с чем не сравнимый стиль Ренаты Литвиновой
За необычность, нездешность и фантасмагоричность картины отвечала Рената Литвинова, которая выступила на «Северном ветре» режиссером, сценаристом, исполнительницей одной из главных ролей, продюсером и даже дизайнером костюмов и декораций.
Я знаю Ренату давно. Она очень художественно одаренный человек. Мы сделали вместе много самых разнообразных работ. Лично мне с ней очень легко и интересно, она никогда не перестает удивлять. Она настоящий художник, исчезающий вид…
Рената вообще колдунья. Она нас всех околдовала. Я не знаю, как у нее все это получается. Она очень творческая, она всегда в поиске, это невероятно интересно, очень фантазийно. Творчество — это и есть ее любовь.
исполнитель одной из ролей
Было ощущение, что мы все попали в какую-то черную дыру и уже не контролировали происходящее. Наш космический корабль куда-то летел, а управляла им Рената. И это было очень круто.
В нашей декорации есть ощущение театра — в ней нет правдоподобия мира, это некое придуманное сочиненное сказочное пространство, в чем-то искусственное, но оно создает ощущение художественного кино. Его искусственная сдержанность становится важнее правдоподобия жизни. То же самое с костюмами. Когда смотришь на них, думаешь: «Что это за стиль? Что за время?» Это сочиненное время.
Матриархат в кадре и за кадром
Вся съемочная группа подчеркивает, что у Ренаты Литвиновой было очень четкое представление о том, что она хочет снять, и она жестко требовала своего от артистов и команды. При этом актерам давалась свобода для импровизации, а сцены часто переписывались прямо во время съемок. Поэтому работа над картиной получилась не менее сказочной, чем созданный в ней мир.
Рената — женщина ураган. Никто не знал, как будет развиваться сцена — куда кто пойдет, откуда кто выйдет. Она репетировала с актерами, а дальше начиналась сцена, и надо было быть готовым к любому развитию событий. Это всегда был полет. Импровизация.
«Северный ветер» — очень женский фильм. Его героини — матриархи влиятельного клана, колдуньи, артистки. Но женщины преобладают не только на экране: в титрах в творческой группе лишь один мужчина — оператор Олег Лукичев. Продюсеры, художник-постановщик, композитор — основная часть команды состоит из женщин.
Главные роли сыграли сама Рената Литвинова, Софья Эрнст, Светлана Ходченкова, дочь Литвиновой Ульяна Добровская, Галина Тюнина, Татьяна Пилецкая. Мужчины в этом женском мире: Антон Шагин, Никита Кукушкин, Максим Суханов, Кирилл Трубецкой.
Я обожаю всех своих киноактеров — как они сыграли и сколько сил отдали своим персонажам. Некоторые были совсем не похожи на себя прежних. <…> Я собираю любимых, из которых потом можно по слоям вытаскивать что-то совсем неизведанное и выстраданное. Я очень требовательна к исполнению, ведь пленку не переснимешь, тебе дано несколько дублей и уже нет шансов поправить, как в театре. Поэтому надо играть, как неудобно, как болезненно, чтобы убить всю наигранность и фальшивость.
Музыка Земфиры и голос Хиблы Герзмавы
Земфира и Рената Литвинова сотрудничают с момента съемок концертного видео «Зеленый театр в Земфире». Исполнительница написала музыку ко всем полнометражным фильмам Литвиновой-режиссера и к нескольким ее короткометражкам.
Обычно мы работаем с Ренатой так: «Земфира, у меня кино/спектакль, премьера тогда-то, нет ли у тебя каких-нибудь отрывков?» Потом, конечно, мы и обсуждаем, и спорим, но я всегда уступаю режиссеру, потому что это ее работа, и именно режиссер складывает все элементы картины в целое. Чтобы написать музыку для фильма, мне достаточно сценария и обсуждения с Ренатой.
Для «Северного ветра» была записана ария для голоса, вокализ, который исполнила народная артистка России Хибла Герзмава. Ее вокал звучит и в одноименном спектакле, а в кино оперная певица снялась впервые.
В фильме я другая оперная дива — резкая, со взмахами рук и эмоциональными жестами. В опере мы так не жестикулируем, но музыка Земфиры это диктует. На сцене я бы это делала сдержаннее, но Рената просила очень экстравагантную диву. Сложность состояла в том, что в кино приходилось петь под фонограмму. В театре мы никогда этого не делаем, опера — это живой вид искусства. А здесь я отдельно учила свою фонограмму и под нее пела в голос.
Новая жизнь успешной пьесы
Пьеса «Северный ветер», дебют Литвиновой в театральной режиссуре, была впервые поставлена в МХТ им. Чехова в 2017 году. В спектакле сыграли многие из тех, кто исполнил главные роли и в фильме, но сюжет там был несколько другим — большая советская семья, чьи бриллианты закопаны в замерзшем сундуке в саду, отмечала один за другим Новый год, 13 раз подряд.
Пьеса, спектакль, фильм и находящийся в работе сериал существенно отличаются друг от друга, но рассказывают одну историю о великой любви и неизбежной смерти.
Первую версию «Северного ветра» я написала за месяц, а потом начались поиски актеров, репетиции, и диалоги, роли, даже финал — все стало меняться. У меня на прогоне был спектакль с антрактом даже! Сейчас пьеса идет 1 час 50 минут и без перерыва, и я ее очень изменила — именно под театральные законы — они совсем не такие, как в кино. Моя пьеса очень плотная, там бесконечное число новых годов и проходит чуть ли не столетие в жизни Северного клана. А в кино нужна одна какая-то линия — часть персонажей исчезли, иначе вышло бы перенаселение. <…> В целом вышел странный эксперимент — сочинив текст про Северный клан, я получила сразу три разных произведения.
Режиссер:
Рената Литвинова
Автор сценария:
Рената Литвинова
Продюсеры:
Рената Литвинова, Наталья Дубовицкая, Надежда Соловьева
Оператор:
Олег Лукичев
Композитор:
Земфира Рамазанова
В ролях:
Рената Литвинова, Антон Шагин, Софья Эрнст, Галина Тюнина, Светлана Ходченкова, Татьяна Пилецкая, Никита Кукушкин, Ульяна Добровская, Максим Суханов, Хибла Герзмава, Манана Татибадзе, Кирилл Трубецкой, Михаил Гавашели, Тимур Сурков, Мария Бердинских, Василий Горчаков, Римма Коростелева, Амин Хуратов
Производство:
Фонд «Запределье», Россия, 2020